Пистокки, Франческо Антонио Мамильяно
1659 - 1726
Назад
Pistocchi, Francesco Antonio Mamiliano

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Антонио Пистокки — итальянский композитор и певец (контральто), один из самых ярких представителей вокального искусства рубежа XVII–XVIII веков. Он был вундеркиндом: впервые выступил с пением в трёхлетнем возрасте, а в восемь лет опубликовал своё первое сочинение Capricci puerili (Детские каприччио). Его отец Джованни служил скрипачом в капелле базилики Сан-Петронио в Болонье с 1661 года. В мае 1670 года юный Франческо был впервые принят туда певчим, а в 1674 году получил постоянное место сопраниста. Однако из-за частых отсутствий он и его отец были уволены в 1675 году.
В течение последующих десяти лет Пистокки сделал блестящую карьеру певца-контральто, выступая на сценах Италии и Германии. С 1686 по 1695 год он служил при дворе Пармы, а в 1696 году стал капельмейстером в Ансбахе у маркграфа Бранденбург-Ансбахского. В 1697 году по приглашению курфюрстины Софии Шарлотты он вместе с Джузеппе Торелли отправился в Берлин, но вскоре вернулся в Ансбах. В 1699–1700 годах работал в Вене, а затем вернулся в Болонью. С 1701 по 1708 годы изредка пел в Сан-Петронио в возрождённой капелле. В 1702 году получил титул virtuoso di camera e di cappella (камерный и капелльный виртуоз) у тосканского принца Фердинандо Медичи.
Певческая карьера Пистокки завершилась около 1705 года, однако он продолжал петь в церквах Болоньи. Он приобрёл широкую известность как вокальный педагог: его учениками были Антонио Бернакки, А. П. Фабри, Антонио Пази, Гаэтано Беренштадт и Джованни Баттиста Мартини. В 1708 и 1710 годах он был избран принцепсом Болонской Филармонической академии, членом которой состоял с 1687 года. В 1709 году принял духовный сан, а в 1714 году стал почётным капелланом курфюрста пфальцского Иоганна Вильгельма. В 1715 году вступил в конгрегацию ораторианцев в Форли.
Его певческое искусство основывалось на виртуозном умении орнаментировать мелодию и ритм. Певец и педагог Пьетро Този считал Пистокки «лучшим певцом всех времён», отличавшимся безупречным вкусом и умением обучать украшениям, не нарушая темпа. Английский историк Чарльз Бёрни писал легендарную историю о том, что Пистокки потерял сопрано из-за беспорядочной жизни, был вынужден работать переписчиком нот, где изучил контрапункт и стал композитором, а позже восстановил голос, но уже как контральто.
Как композитор Пистокки отличался мелодической утончённостью и яркой гармонией, особенно в использовании хроматизмов. Бёрни отмечал выразительность его речитативов (например, в оратории Maria Vergine addolorata — Оплакивающая Дева Мария) и богатый динамический диапазон. Его письма к Джакомо Антонио Перти показывают его как вдумчивого музыкального критика.
Драматические сочинения
Другие сочинения
121 письмo к Дж. А. Перти (Болонья) и к маркграфу Георгу Фридриху Бранденбург-Ансбахскому (А́нсбах).
Ноты сочинений Франческо Антонио Мамильяно Пистокки на сайте библиотеки IMSLP