Пистокки, Франческо Антонио Мамильяно
1659 - 1726

Назад

Pistocchi, Francesco Antonio Mamiliano

  • Дата рождения: 1659
  • Место рождения: Палермо, Италия
  • Дата смерти: 13 мая 1726
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Франческо Антонио Пистокки — итальянский композитор и певец (контральто), один из самых ярких представителей вокального искусства рубежа XVII–XVIII веков. Он был вундеркиндом: впервые выступил с пением в трёхлетнем возрасте, а в восемь лет опубликовал своё первое сочинение Capricci puerili (Детские каприччио). Его отец Джованни служил скрипачом в капелле базилики Сан-Петронио в Болонье с 1661 года. В мае 1670 года юный Франческо был впервые принят туда певчим, а в 1674 году получил постоянное место сопраниста. Однако из-за частых отсутствий он и его отец были уволены в 1675 году.

В течение последующих десяти лет Пистокки сделал блестящую карьеру певца-контральто, выступая на сценах Италии и Германии. С 1686 по 1695 год он служил при дворе Пармы, а в 1696 году стал капельмейстером в Ансбахе у маркграфа Бранденбург-Ансбахского. В 1697 году по приглашению курфюрстины Софии Шарлотты он вместе с Джузеппе Торелли отправился в Берлин, но вскоре вернулся в Ансбах. В 1699–1700 годах работал в Вене, а затем вернулся в Болонью. С 1701 по 1708 годы изредка пел в Сан-Петронио в возрождённой капелле. В 1702 году получил титул virtuoso di camera e di cappella (камерный и капелльный виртуоз) у тосканского принца Фердинандо Медичи.

Певческая карьера Пистокки завершилась около 1705 года, однако он продолжал петь в церквах Болоньи. Он приобрёл широкую известность как вокальный педагог: его учениками были Антонио Бернакки, А. П. Фабри, Антонио Пази, Гаэтано Беренштадт и Джованни Баттиста Мартини. В 1708 и 1710 годах он был избран принцепсом Болонской Филармонической академии, членом которой состоял с 1687 года. В 1709 году принял духовный сан, а в 1714 году стал почётным капелланом курфюрста пфальцского Иоганна Вильгельма. В 1715 году вступил в конгрегацию ораторианцев в Форли.

Его певческое искусство основывалось на виртуозном умении орнаментировать мелодию и ритм. Певец и педагог Пьетро Този считал Пистокки «лучшим певцом всех времён», отличавшимся безупречным вкусом и умением обучать украшениям, не нарушая темпа. Английский историк Чарльз Бёрни писал легендарную историю о том, что Пистокки потерял сопрано из-за беспорядочной жизни, был вынужден работать переписчиком нот, где изучил контрапункт и стал композитором, а позже восстановил голос, но уже как контральто.

Творчество

Как композитор Пистокки отличался мелодической утончённостью и яркой гармонией, особенно в использовании хроматизмов. Бёрни отмечал выразительность его речитативов (например, в оратории Maria Vergine addolorataОплакивающая Дева Мария) и богатый динамический диапазон. Его письма к Джакомо Антонио Перти показывают его как вдумчивого музыкального критика.

Произведения

Драматические сочинения

  • Il Leandro (Леандро, опера, либр. К. Бадоверо), Венеция, 1679 [вероятно Пистокки; другая версия — Gli amori fatali (Роковые любви), Венеция, 1682, точно его]
  • Sant’Adriano (Святой Адриан, оратория), Модена, 1692
  • Il Narciso (Нарцисс, пастораль, либр. А. Дзенo), Ансбах, 1697
  • Maria Vergine addolorata (Оплакивающая Дева Мария, оратория), Ансбах, 1698
  • Le pazzie d’amore e dell’interesse (Безумства любви и корысти, опера), Ансбах, 1699
  • Le risa di Democrito (Смех Демокрита, опера, либр. Н. Минато), Вена, 1700
  • La pace tra l’armi, sorpresa notturna nel campo del Piacere (Мир среди оружия, ночное удивление в стане Наслаждения, кантата), Ансбах, 1700
  • I rivali generosi (Великодушные соперники, опера, либр. Дзенo), Реджо-нель-Эмилия, 1710 [совм. с К. Монари и Дж. М. Каппелли]
  • Il sacrificio di Gefte (Жертвоприношение Иеффая, оратория), Болонья, 1720
  • I pastori al Presepe (Пастухи у вертепа, оратория), Болонья, 1721
  • Davide (Давид, оратория), Болонья, 1721
  • Дуэт из Bertoldo (Бертольдо)

Другие сочинения

  • Duetti e terzetti, op.3 (Дуэты и терцеты), Болонья, 1707
  • Scherzi musicali (Музыкальные шутки)
  • Арии и кантаты для 1–3 голосов с бассо континуо
  • Lauda Jerusalem (Хвали, Иерусалим), версии для 3 и 5 голосов
  • Gloria in excelsis (Слава в вышних Богу), для 3 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
  • Capricci puerili … in 40 modi sopra un basso d’un balletto, op.1 (Детские каприччио … в 40 вариантах на бас из балета), Болонья, 1667

Письма

121 письмo к Дж. А. Перти (Болонья) и к маркграфу Георгу Фридриху Бранденбург-Ансбахскому (А́нсбах).

Ноты сочинений Франческо Антонио Мамильяно Пистокки на сайте библиотеки IMSLP