Пизендель, Иоганн Георг
1687 - 1755
Назад

Иоганн Георг Пизендель (Johann Georg Pisendel) - немецкий скрипач и композитор
- Родился 26 декабря 1687 г. - Кадольцбург.
- Умер 25 ноября 1755 г. - Дрезден.
Его семья происходила из Маркнойкирхена, но в 1680 году отец Пизенделя поселился в Кадольцбурге в качестве кантора. В 1697 году Пизендель поступил хористом в придворную капеллу Ансбаха, а шесть лет спустя стал скрипачом придворного оркестра. Во время учебы в Ансбахе он учился пению у Пистокки и игре на скрипке у Торелли. В 1709 году он отправился в Лейпциг, прервав путешествие в Веймаре, где познакомился с Бахом. Пизендель некоторое время учился в Лейпцигском университете и вскоре был принят в тамошних музыкальных кругах. В 1709 году он исполнил концерт Альбинони (не Торелли) с музыкальной коллегией, а когда Мельхиор Гофман отправился в концертное турне в 1710 году, Пизендель заменил его как в коллегии, так и в оперном оркестре. В следующем году Пизендель посетил Дармштадт; там он принял участие в постановке оперы Граупнера "Телемах", но отклонил предложение о постоянной должности при дворе. С января 1712 года Пизендель работал скрипачом в Дрезденском придворном оркестре. После смерти Волумье в 1728 году он принял на себя обязанности концертмейстера, а официальное звание было присвоено ему в 1730 году. В первые годы своей работы Пизендель совершил несколько турне в окружении принца-выборщика, посетив Францию (1714), Берлин (1715) и Италию (1716-1717). Поездка в Италию оказала глубокое влияние на Пизенделя: девятимесячное пребывание в Венеции (с апреля 1716 года) позволило ему учиться у Вивальди, и между двумя музыкантами завязалась тесная дружба. В 1717 году Пизендель переехал в Рим (где брал уроки у Монтанари), Неаполь и другие итальянские города, а осенью того же года вернулся в Дрезден. После посещения Вены в 1718 году его поездки стали менее частыми, но он сопровождал своего королевского покровителя в Берлин (1728, 1744) и Варшаву (1734). Пизендель был выдающимся немецким скрипачом своего времени. Кванц высоко оценил его интерпретацию частей адажио, а Хассе отметил его уверенное владение темпом. Несколько ведущих композиторов (Вивальди, Альбинони и Телеман) посвятили ему свои произведения. Пизенделем восхищались также за его успехи как дирижера, в которых его точность и скрупулезность сыграли главную роль. Говорили, что перед исполнением нового произведения он проговаривал каждую оркестровую партию, добавляя подробные смычки и выразительные знаки. Несмотря на то, что обязанности Пизенделя оставляли мало времени для сочинения музыки, его небольшое количество инструментальной музыки отличается высочайшим качеством. Будучи учеником Хайнихена по композиции, он также во время своих путешествий непосредственно соприкоснулся с французским и итальянским стилями. Итальянское влияние преобладает в скрипичных концертах, которые написаны в вивальдианской манере, но иногда с примесью более откровенно галантных выражений. Соната для скрипки соло (Юнг датировал ее 1716 годом) - прекрасное произведение в немецкой традиции, которое, возможно, оказало влияние на музыку Баха для скрипки без сопровождения. Коллекции рукописей в Дрездене свидетельствуют о том, что Пизендель был одним из самых выдающихся коллекционеров музыки в центральной Германии; многие из принадлежавших ему партитур позже были добавлены к партитурам Дрезденской капеллы и внесены в каталог вместе с ними. Самыми известными учениками Пизенделя были И.Г. Граун и Франц Бенда.
Ноты сочинений Иоганна Георга Пизенделя на сайте библиотеки IMSLP