Пизендель, Иоганн Георг
1687 - 1755
Назад
Pisendel, Johann Georg

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Георг Пизендель — немецкий скрипач и композитор, один из ведущих музыкантов своего времени. Его семья происходила из Маркнойкирхена, но в 1680 году отец композитора обосновался в Кадольцбурге, где служил кантором. В 1697 году Пизендель поступил в капеллу двора Ансбаха как певчий, а через шесть лет стал скрипачом придворного оркестра. В Ансбахе он учился пению у Франческо Антонио Пистокки и игре на скрипке у Джузеппе Торелли.
В 1709 году Пизендель отправился в Лейпциг, сделав остановку в Веймаре, где познакомился с Иоганном Себастьяном Бахом. Некоторое время он обучался в Лейпцигском университете, быстро войдя в музыкальные круги города. В том же году он исполнил концерт Томазо Альбинони вместе с Collegium musicum. Когда в 1710 году Мельхиор Хоффманн отправился в гастрольное турне, Пизендель заменял его в Collegium и оркестре оперы. В 1711 году он побывал в Дармштадте, где участвовал в постановке оперы Кристофа Граупнера Telemach (Телемах), но отклонил предложение остаться на службе при дворе.
С января 1712 года Пизендель работал скрипачом в оркестре Дрезденского двора. После смерти Жана-Батиста Волюмье в 1728 году он исполнял обязанности концертмейстера, а в 1730 году получил этот титул официально. В ранние годы службы он сопровождал наследного принца в поездках по Европе: во Францию (1714), Берлин (1715) и Италию (1716–1717). Девятимесячное пребывание в Венеции стало переломным этапом — он учился у Антонио Вивальди и завязал с ним тесную дружбу. В 1717 году Пизендель продолжил путешествие по Италии, посетив Рим, где занимался у Монтанари, а также Неаполь и другие города. В 1718 году он побывал в Вене, а позднее его поездки стали менее частыми: он сопровождал курфюрста в Берлин (1728, 1744) и Варшаву (1734).
Пизендель считался выдающимся немецким скрипачом своего времени. Иоганн Иоахим Кванц отмечал его мастерскую интерпретацию адажио, а Иоганн Адольф Хассе — точное чувство темпа. Вивальди, Альбинони и Телеман посвящали ему свои произведения. Как дирижёр оркестра он был известен тщательностью и вниманием к деталям: перед исполнением нового произведения он лично прописывал смычки и знаки динамики во всех партиях.
Хотя обязанности концертмейстера оставляли мало времени для сочинительства, сохранившиеся произведения отличаются высоким качеством. В композиции он был учеником Иоганна Давида Хайнихена, но благодаря своим путешествиям воспринял также французский и итальянский стили. Наиболее ощутимо влияние итальянцев в скрипичных концертах, написанных в манере Вивальди, но с элементами галантного стиля. Соната для скрипки соло (?1716) продолжает немецкую традицию и, возможно, повлияла на произведения Баха для скрипки без сопровождения.
Пизендель также был одним из крупнейших собирателей нотных рукописей в Центральной Германии: многие партитуры из его коллекции впоследствии вошли в фонд Дрезденской капеллы. Среди его учеников были Иоганн Готлиб Граун и Франц Бенда.
(рукописи хранятся в Дрездене)
Ноты сочинений Иоганна Георга Пизенделя на сайте библиотеки IMSLP