Пирой, Шарль
1668 - 1730
Назад
Piroye, Charles

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Шарль Пирой был французским композитором, органистом и клавесинистом. Он был учеником Жана-Батиста Лулли и Ламберта. С 1690 по 1712 год Пирой занимал должность органиста в церкви Якобинцев, а с 1708 по 1717 год – в церкви Сен-Оноре. После ухода с должности в Сен-Оноре он, по-видимому, посвятил оставшуюся жизнь преподаванию игры на клавесине. В 1732 году Титон дю Тийе упомянул его как одного из «самых способных недавно умерших органистов», что подтверждает утверждение в предисловии издателя к его Pièces choisies о том, что «его композиции принесли ему хорошо заслуженную репутацию, а его учёная и деликатная манера игры на органе и клавесине ежедневно вызывает новые аплодисменты». В списках налогообложения 1695 года Пирой относится ко второй из трёх категорий, уступая таким мастерам, как Куперен, Маршан, д’Англбер и Грини. Он был среди органистов и клавесинистов, которые должны были защищать свою профессию от чрезмерных требований корпорации танцевальных музыкантов в споре, продолжавшемся с 1692 по 1773 годы.
Произведения Пироя, хотя и немногочисленные, охватывают гораздо более широкий диапазон, чем обычно у французских органистов. Его Pièces choisies заметно отличаются от другой французской органной музыки того времени и имеют явно театральный характер. Названия – La paix, L'allegresse и другие – предполагают развлекательный характер, а музыкальные стили соответствуют танцевальной музыке с ритмами шаконы, гавота, жига и так далее. Тем не менее, фактура ближе к органной музыке, чем к типичной клавесинной. Все произведения построены в форме многочастных «диалогов» между различными регистрами инструмента. По мнению Жана Бонфиля, хроматизм и нетрадиционный подход к форме в трагедии Jephté указывают на влияние Марка-Антуана Шарпантье больше, чем Лулли и Ламберта.
Ноты сочинений Шарля Пироя на сайте библиотеки IMSLP