Пирой, Шарль
1668 - 1730

Назад

Piroye, Charles

  • Дата рождения: примерно 1668–1672
  • Место рождения: Париж (?), Франция
  • Дата смерти: примерно 1717–1730
  • Место смерти: Париж (?), Франция

Биография

Шарль Пирой был французским композитором, органистом и клавесинистом. Он был учеником Жана-Батиста Лулли и Ламберта. С 1690 по 1712 год Пирой занимал должность органиста в церкви Якобинцев, а с 1708 по 1717 год – в церкви Сен-Оноре. После ухода с должности в Сен-Оноре он, по-видимому, посвятил оставшуюся жизнь преподаванию игры на клавесине. В 1732 году Титон дю Тийе упомянул его как одного из «самых способных недавно умерших органистов», что подтверждает утверждение в предисловии издателя к его Pièces choisies о том, что «его композиции принесли ему хорошо заслуженную репутацию, а его учёная и деликатная манера игры на органе и клавесине ежедневно вызывает новые аплодисменты». В списках налогообложения 1695 года Пирой относится ко второй из трёх категорий, уступая таким мастерам, как Куперен, Маршан, д’Англбер и Грини. Он был среди органистов и клавесинистов, которые должны были защищать свою профессию от чрезмерных требований корпорации танцевальных музыкантов в споре, продолжавшемся с 1692 по 1773 годы.

Творчество

Произведения Пироя, хотя и немногочисленные, охватывают гораздо более широкий диапазон, чем обычно у французских органистов. Его Pièces choisies заметно отличаются от другой французской органной музыки того времени и имеют явно театральный характер. Названия – La paix, L'allegresse и другие – предполагают развлекательный характер, а музыкальные стили соответствуют танцевальной музыке с ритмами шаконы, гавота, жига и так далее. Тем не менее, фактура ближе к органной музыке, чем к типичной клавесинной. Все произведения построены в форме многочастных «диалогов» между различными регистрами инструмента. По мнению Жана Бонфиля, хроматизм и нетрадиционный подход к форме в трагедии Jephté указывают на влияние Марка-Антуана Шарпантье больше, чем Лулли и Ламберта.

Произведения

  • Jephté (трагедия, 3 действия) (Иеффей) (1703)
  • Messe de M. Biroat («plain-chant musical») (Месса м-р Бируат)
  • Cantique pour le temps de noël, S, bc (Псалом на Рождество) (Париж, 1703)
  • Le retour d'Eurydice aux enfers, S, 2 vn/fl, bc (Возвращение Эвридики из Ада) (задумано как добавление к кантате Клерамбо «Орфей»)
  • 3 livres d'airs sérieux et à boire (Три книги серьёзных и застольных песен) (Париж, 1695–1697)
  • 9 песен в Recueil d'airs sérieux et à boire de différents auteurs (Сборник серьёзных и застольных песен разных авторов) (Париж, 1695–1724)
  • Pièces choisies … tant pour l'orgue et le clavecin, que pour toutes sortes d'instruments de musique (Избранные пьесы … как для органа и клавесина, так и для всех видов музыкальных инструментов) (Париж, 1712)
  • La béatitude (inc.) (Блаженство)
  • Premier livre de clavecin, утрачено (Первая книга для клавесина) (цитируется в каталогах 1742 и 1751; факсимиле первой пьесы La Royale в Un Livre d'orgue d'Entrevaux, Альпы-Маритим, 1984)

Ноты сочинений Шарля Пироя на сайте библиотеки IMSLP