Пилкингтон, Фрэнсис
1570 - 1638

Назад

Фрэнсис Пилкингтон (Francis Pilkington) - английский композитор

  • Родился в 1570 году.
  • Умер в 1638 году - Честер.

Среди других музыкальных представителей этой ланкаширской семьи были Захария и Томас Пилкингтоны, оба, вероятно, сыновья Фрэнсиса. Первый был певчим в Честерском соборе до 1612 года, второй - с 1612 по 1618 год; к 1625 году он стал шестым регентом (или мирянином), занимая эту должность еще по меньшей мере два года. Томас Пилкингтон, вероятно, внук Франциска, позже стал певчим в Честерском соборе. Феллоуз утверждал, что Томас умер в Вулверхэмптоне, но, вероятно, это был Томас, о котором Хокинс писал: “[он] умер около 1660 года в Вулверхэмптоне в возрасте 35 лет”. Именно этот Пилкингтон, по утверждению Хокинса, изобрел инструмент под названием "Орфион" и был музыкантом королевы Генриетты Марии, жены Карла I. В 1595 году Фрэнсис получил степень бакалавра искусств в Линкольн-колледже в Оксфорде, заявив, что он изучал музыку в течение 16 лет. Его отец и брат находились под покровительством графа Дерби, и сам Пилкингтон был в долгу перед семьей. К середине лета 1602 года он был настоятелем Честерского собора, а в 1612 году стал младшим каноником, хотя все еще оставался мирянином. Впоследствии он принял духовный сан, став “полным священником” 18 декабря 1614 года. Он возглавлял ряд приходов в Честере: в церкви Святой Троицы (в 1614 году), в церкви Святой Бригитты (к 1616 году; это, как показал Джеффри, было его главной обязанностью) и в школе Святого Мартина (к 1622 году). К 1631 году он добавил к ним дом священника в Олдфорде, недалеко от Честера, хотя и отказался от него между 1634 и 1636 годами. Несмотря на все это, Пилкингтон сохранил свое место в кафедральном хоре и с 1623 года до самой смерти был регентом, или “певчим”. В предисловии к своему второму сборнику мадригалов (1624) он писал о своей "уже состарившейся музе", но при этом намекал, что намерен составить еще один сборник. Этому не суждено было сбыться. После его смерти его место младшего каноника занял Джон Пилкингтон – возможно, сын или внук, – который ранее был священником. Сборник лютневых песен Пилкингтона (1605) содержит много поэзии подлинного качества. Несмотря на меньшее разнообразие музыкальных стилей, чем в сборнике песен Морли (1600), в сборнике Пилкингтона также прослеживаются черты переходного периода, в котором исследование новой мощной выразительности, которую Доуленд привнес в английскую музыку в своем втором томе (1600), все еще робкое и неуверенное, несмотря на преобладающую серьезность о его выборе стихов. Большинство песен Пилкингтона ближе к произведениям Кэмпиона и Россетера, хотя содержательные, длинные строфы в его текстах содержат более обширные структуры, чем это типично для произведений этих двух композиторов. Пилкингтону не хватало таланта к свежим мелодическим изобретениям и созданию четких, интегрированных структур. Его гармоническое движение иногда неудобно, оно может привести к потере направления и застою. Из более объемных песен, “Down a down this Phillis sung” - одна из самых привлекательных. В “Beautie sate” присутствует легкий юмористический оттенок, но лучшие изделия в коллекции - одни из самых коротких, в частности “Diaphenia” и особенно изысканные “Rest sweet nimphes”. Стихотворение "Благодарю нежную луну", по-видимому, взято из пьесы, а "С благоухающими цветами" - это адаптация для Якова I текста, который использовался для развлечения Елизаветы в Элветеме во время ее путешествия в 1591 году (однако нет никаких свидетельств того, что Пилкингтон использовал этот стих по более раннему случаю). Есть несколько отдельных произведений, в том числе "Придите, придите все вы", элегия другу Пилкингтона Томасу Лейтону, вероятно, родственнику сэра Уильяма Лейтона, к чьим "Слезам или причитаниям" (1614) Пилкингтон написал две пьесы. Все песни Пилкингтона были исполнены в альтернативной форме для четырех голосов. Тексты первого сборника мадригалов Пилкингтона (1613/14) демонстрируют удивительное возвращение к легкому стилю стихов, который Морли использовал в 1590-х годах, и музыкальный стиль Пилкингтона также уходит корнями в этот период. Пилкингтон не проявляет особой изобретательности или определенного характера и его техника ограничена. В трехголосных мадригалах он не пытался выйти за рамки простейшей канцонной манеры, использованной Морли, но в четырехголосных и пятиголосных произведениях он использовал более широкий диапазон выразительности, и его слабости более очевидны; его контрапункт местами слаб и сбивчив, а его гармоническая направленность имеет тенденцию внезапно ослабевать. Вступительный материал ко второму сборнику мадригалов Пилкингтона демонстрирует агрессивный провинциализм, и, несомненно, именно удаленностью от Лондона объясняется то, что он продолжает придерживаться устаревших поэтических и музыкальных манер. Однако в целом качество этого тома заметно улучшилось по сравнению с его предшественником. В дополнение к мадригалам, в него вошли два произведения в сопровождении виолы, фантазия для шести виол и звучное переложение псалма "Хвала Господу", которое отличается удивительно высоким уровнем диссонанса. "Плачущая и печальная Урания" в сопровождении виолы - это элегия, посвященная другу Пилкингтона Томасу Перселлу (который, возможно, принадлежал к той же семье, что и Генри Перселл). Лучшая часть книги - "Заботься о своей душе", в которой Пилкингтон перечитал текст, обработанный Бердом и опубликованный 36 годами ранее. В этом произведении Пилкингтон соединил что-то от "серьезности" более ранней английской традиции с более эмоциональной экспрессией, характерной для его времени; действительно, он позаимствовал отрывок из глубоко проникновенного произведения Уилкса "О сын мой, Авессалом", чтобы начать заботиться о душе твоей, а позже использовал расширенную цветовую гамму в том, что является самым выразительным отрывком во всей его работе. В целом, техника Пилкингтона более надежна на протяжении всего этого тома, а его работа с пятью и шестью голосами более уверенная, при этом текстуры временами приобретают массивность, напоминающую Уелки. На титульном листе каждого из своих трех печатных сборников Пилкингтон называет себя лютнистом, и сохранилось небольшое количество его произведений для игры на лютне. Джеффри предположил, что большинство из них, если не все, являются ранними работами. Хотя они хорошо написаны для этого инструмента, ни одна из них не имеет большого музыкального значения.

Ноты сочинений Фрэнсиса Пилкингтона на сайте библиотеки IMSLP