Пилкингтон, Фрэнсис
1570 - 1638

Назад

Pilkington, Francis

  • Дата рождения: около 1570 года
  • Место рождения: Ланкашир, Англия
  • Дата смерти: 1638 год
  • Место смерти: Честер, Англия

Биография

Фрэнсис Пилкингтон — английский композитор, лютнист и священнослужитель. Его семья была тесно связана с музыкой: Захария и Томас Пилкингтон (I), вероятно, были его сыновьями, а Томас Пилкингтон (II) — внуком.

В 1595 году Пилкингтон получил степень бакалавра музыки в Линкольн-колледже Оксфорда, заявив, что изучал музыку 16 лет. Семья находилась под покровительством графа Дерби, и сам Фрэнсис также пользовался поддержкой этого рода. К лету 1602 года он стал певчим (conduct) в Честерском соборе, а в 1612 году был назначен малым каноником, оставаясь при этом мирянином. В декабре 1614 года он принял священный сан.

Он служил на различных приходах Честера: Святой Троицы (1614), Святой Бригитты (с 1616, здесь он главным образом и работал), Святого Мартина (с 1622). В 1631 году получил приход в Олдфорде близ Честера, но оставил его в 1634–1636 годах. Несмотря на пасторские обязанности, он продолжал петь в хоре Честерского собора, где с 1623 года и до смерти занимал должность предстоятеля хора (precentor, «chaunter»).

В предисловии ко второй книге мадригалов (1624) Пилкингтон называл свою музу «уже состарившейся», хотя намекал на намерение подготовить новый сборник. Однако это не было осуществлено. После его смерти место малого каноника занял Джон Пилкингтон, вероятно сын или внук композитора.

Творчество

Пилкингтон был автором как духовной, так и светской музыки, прославился своими лютневыми песнями (ayres) и мадригалами. Его первая книга песен для лютни (1605) включает стихи высокого качества. Несмотря на недостаток гармонической уверенности и мелодической изобретательности, его лучшие песни, такие как Diaphenia («Диафения») и особенно Rest sweet nimphes («Покойтесь, сладкие нимфы»), относятся к изысканным образцам жанра.

В сборниках мадригалов (1613/14, 1624) он сочетал архаические формы, свойственные Томасу Морли, с более современными средствами выразительности. Его мадригал Care, for thy soule («Заботься о душе своей») — наиболее значительное сочинение, соединяющее традиционную английскую «серьёзность» с выразительными хроматическими приёмами.

Помимо вокальной музыки, Пилкингтон писал инструментальные пьесы для виол и лютни. Его лютневое наследие включает паваны, гальярды и танцевальные пьесы, среди которых Georg Pilkington’s Funerall («Похороны Джорджа Пилкингтона») и The Spanish paven («Испанская павана»).

Произведения

Духовные

  • Две духовные пьесы для 4 и 5 голосов (1614).
  • Духовный мадригал для 6 голосов (O praise the Lord — «Хвалите Господа») из сборника The Second Set of Madrigals (1624).

Светские

  • The First Booke of Songs or Ayres («Первая книга песен или эйров»), 1605.
  • The First Set of Madrigals and Pastorals («Первый сборник мадригалов и пасторалей»), 1613/14.
  • The Second Set of Madrigals and Pastorals («Второй сборник мадригалов и пасторалей»), 1624.

Инструментальные

  • A Fancie for the Violls («Фантазия для виол») из второго сборника мадригалов, 1624.
  • Лютневая музыка: шесть гальярд (в том числе Mrs Anne Harccourt’s Galliard — «Гальярда миссис Энн Харкурт», Mr Ti. Wagstaff’s Content of Desier — «Желание удовлетворения мистера Т. Вэгстаффа»); шесть паван (в том числе Georg Pilkington’s Funerall — «Похороны Джорджа Пилкингтона», The Spanish paven — «Испанская павана»); Curranta for Mrs E. Murcott («Куранта для миссис Э. Муркотт»); Goe from my windowe («Уйди от моего окна»); The L Hastins god morow («Доброе утро Л. Хастинсу»).

Ноты сочинений Фрэнсиса Пилкингтона на сайте библиотеки IMSLP