Пилкингтон, Фрэнсис
1570 - 1638
Назад
Pilkington, Francis

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Фрэнсис Пилкингтон — английский композитор, лютнист и священнослужитель. Его семья была тесно связана с музыкой: Захария и Томас Пилкингтон (I), вероятно, были его сыновьями, а Томас Пилкингтон (II) — внуком.
В 1595 году Пилкингтон получил степень бакалавра музыки в Линкольн-колледже Оксфорда, заявив, что изучал музыку 16 лет. Семья находилась под покровительством графа Дерби, и сам Фрэнсис также пользовался поддержкой этого рода. К лету 1602 года он стал певчим (conduct) в Честерском соборе, а в 1612 году был назначен малым каноником, оставаясь при этом мирянином. В декабре 1614 года он принял священный сан.
Он служил на различных приходах Честера: Святой Троицы (1614), Святой Бригитты (с 1616, здесь он главным образом и работал), Святого Мартина (с 1622). В 1631 году получил приход в Олдфорде близ Честера, но оставил его в 1634–1636 годах. Несмотря на пасторские обязанности, он продолжал петь в хоре Честерского собора, где с 1623 года и до смерти занимал должность предстоятеля хора (precentor, «chaunter»).
В предисловии ко второй книге мадригалов (1624) Пилкингтон называл свою музу «уже состарившейся», хотя намекал на намерение подготовить новый сборник. Однако это не было осуществлено. После его смерти место малого каноника занял Джон Пилкингтон, вероятно сын или внук композитора.
Пилкингтон был автором как духовной, так и светской музыки, прославился своими лютневыми песнями (ayres) и мадригалами. Его первая книга песен для лютни (1605) включает стихи высокого качества. Несмотря на недостаток гармонической уверенности и мелодической изобретательности, его лучшие песни, такие как Diaphenia («Диафения») и особенно Rest sweet nimphes («Покойтесь, сладкие нимфы»), относятся к изысканным образцам жанра.
В сборниках мадригалов (1613/14, 1624) он сочетал архаические формы, свойственные Томасу Морли, с более современными средствами выразительности. Его мадригал Care, for thy soule («Заботься о душе своей») — наиболее значительное сочинение, соединяющее традиционную английскую «серьёзность» с выразительными хроматическими приёмами.
Помимо вокальной музыки, Пилкингтон писал инструментальные пьесы для виол и лютни. Его лютневое наследие включает паваны, гальярды и танцевальные пьесы, среди которых Georg Pilkington’s Funerall («Похороны Джорджа Пилкингтона») и The Spanish paven («Испанская павана»).
Духовные
Светские
Инструментальные
Ноты сочинений Фрэнсиса Пилкингтона на сайте библиотеки IMSLP