Пихль, Вацлав
1741 - 1805

Назад

Pichl, Václav

  • Дата рождения: 25 сентября 1741
  • Место рождения: Бехыне, близ Табора, Чехия
  • Дата смерти: 23 января 1805
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Чешский композитор, скрипач, музыкальный дирижёр и писатель. Первые уроки музыки получил в Бехыне у кантора Яна Покорного. С 1752 по 1758 годы учился в иезуитском колледже в Бжезнице, где пел в хоре. В Праге он работал скрипачом в иезуитском семинарии святого Вацлава и одновременно изучал философию, теологию и право в университете. В 1762 году был назначен первым скрипачом церкви Тын, где изучал контрапункт у органиста Я. Н. Зегера.

В 1765 году его пригласил Диттерсдорф в качестве скрипача и ассистента дирижёра для частного оркестра епископа Адама Патахича в Нагивараде (ныне Орадя, Румыния). После расформирования оркестра в 1769 году Пихль стал музыкальным руководителем графа Людвига Хартига в Праге, а около 1770 года получил должность первого скрипача Венской придворной театральной труппы. По рекомендации императрицы Марии Терезии, которая предпочла его Моцарту, Пихль стал музыкальным руководителем и камердинером австрийского губернатора Ломбардии эрцгерцога Фердинандо д’Эсте. В 1777 году он отправился в Италию.

Французское вторжение в Ломбардию в 1796 году заставило его вернуться в Вену, где он оставался на службе у эрцгерцога до своей смерти. В Италии Пихль посетил все важные музыкальные центры. Его ценили как одного из ведущих европейских композиторов того времени. Он поддерживал переписку с Падре Мартини (1778–1784), Черубини, возможно, с И. Ф. Рейхардтом и другими, был членом Филармоники в Мантуе (с 1779) и Болонье (с 1782), а также некоторое время был музыкальным руководителем театра в Монце, недалеко от Милана.

Пихль был доверенным лицом принца Николая Эстерхази в Милане; его сочинения исполнялись в Эстергази Гайдна (например, 11 февраля 1778 года), который копировал его квартеты для исполнения там в 1780 году и поддерживал с ним переписку.

Он обладал широкими знаниями и разнообразными интересами. В Нагивараде писал латинские либретто, которые использовались как им самим, так и Диттерсдорфом. Позднее Пихль составил историю чешских музыкантов в Италии (рукопись была уничтожена во время французской оккупации Милана) и перевёл либретто Моцарта «Волшебная флейта» на чешский (утрачено). Он предоставлял информацию для многочисленных статей в «Künstler-Lexikon» Длабача и посетил его в Праге в декабре 1802 года.

Творчество

Музыка Пихля находится на стыке раннего и зрелого классического стиля. Подготовленный им подробный список произведений для «Künstler-Lexikon» Длабача насчитывает около 900 композиций, большинство из которых сохранились. Его многочисленные симфонии (1769–1803) близки по стилю к Диттерсдорфу и средней симфонической периодике Гайдна, иногда путаются с произведениями этих композиторов. Симфонии состоят из трёх или четырёх частей, иногда с медленным вступлением; использование сонатной формы в оркестровых и камерных произведениях демонстрирует контраст между энергичной основной и мелодичной второстепенной темой, а также развитые секции разработки. Хроматизм и выразительная гармония имеют черты, близкие к Моцарту.

В поздние годы Пихля ценили больше за сакральные сочинения и скрипичные концерты. Он считается одним из основателей Венской скрипичной школы. Применял все современные технические приёмы игры на скрипке, в том числе двойные остановки. Его произведения для сольной скрипки, особенно фуги, служат отличным учебным материалом для подготовки к произведениям И. С. Баха.

Произведения

Оркестровые:

  • Симфонии и симфонические концертанты: более 20 опубликованы как опусы 1, 5–6, 8, 15, 17, 24–26, без номеров опусов (1778–ок.1805); около 70 в рукописи (1764–1803); 2 издания А. Закина (1977, 1979)
  • Более 30 концертов и концертинов: 16 для скрипки, включая 3 как оп.3; 1 для контрабаса; 1 для фагота/контрабаса; остальные, в основном утеряны
  • Около 20 серенад (партиты, ночные пьесы), включая 3 как оп.9; менуэты, немецкие танцы

Камерные:

  • Квинтеты: около 20 дивертисментов для струнных и духовых инструментов, включая 6 как оп.3, 6 как оп.5, 3 как оп.30
  • Квартеты: 18 струнных квартетов, включая 6 как оп.2, 3 как оп.13; 3 для флейты, скрипки, альта, виолончели оп.12; 3 для кларнета, скрипки, альта, виолончели оп.16
  • Трио: 45 струнных трио, включая 6 как оп.4, 6 как оп.7; 12 для флейты, скрипки, виолончели, включая 6 как оп.1; 3 сонаты для клавесина/фортепиано, скрипки/флейты, виолончели оп.26
  • Дуэты: 15 для двух скрипок, включая 6 как оп.4; 18 для скрипки и альта, включая 6 как оп.10, 6 как оп.18; 3 для альта и виолончели оп.14
  • Сольная скрипка: 100 variazioni sulla scala del basso fermo per esercizio del violino, op.11 (100 вариаций на гамму basso fermo для упражнения на скрипке, оп.11); 60 каприсов, включая 12 как оп.19, 12 как оп.46; 6 фуг с прелюдией, оп.41; 18 сонат для скрипки с басом, включая 6 как оп.20; 3 сонаты для скрипки и альта с басом оп.23

Сценическая музыка:

  • Латинские оперы: Olympia Jovi sacra (Олимпия, посвящённая Юпитеру), Pythia, seu Ludi Apolloni (Пифия, или Игры Аполлона), Certamen deorum (Соревнование богов)
  • Латинское оп. «per Klosterbrack», Вена, 1770–1776
  • Das Schnupftuch (Платок), Пешт, 1774
  • Der Krieg (Война), Вена, ок.1775
  • Балет Raol de Crequi, Монца, 1795
  • 4 оперы буффы, 3 оперы сериозо
  • Итальянские переложения 8 французских опер 1776–1796, включая La caravana del Cairo (Караван в Каире), Монца, 1795

Другие вокальные:

  • Более 100 сакральных произведений, включая свыше 30 месс
  • Mag, Gloria pastorale (Маг, пасторальная слава), 1 голос, клавесин
  • 6 итальянских арийетт (П. Метастасио), 1 голос, клавесин, оп.42, включая Tu mi chiedi (Ты меня просишь)

Ноты сочинений Вацлава Пихля на сайте библиотеки IMSLP