Пихль, Вацлав
1741 - 1805
Назад
Pichl, Václav

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Чешский композитор, скрипач, музыкальный дирижёр и писатель. Первые уроки музыки получил в Бехыне у кантора Яна Покорного. С 1752 по 1758 годы учился в иезуитском колледже в Бжезнице, где пел в хоре. В Праге он работал скрипачом в иезуитском семинарии святого Вацлава и одновременно изучал философию, теологию и право в университете. В 1762 году был назначен первым скрипачом церкви Тын, где изучал контрапункт у органиста Я. Н. Зегера.
В 1765 году его пригласил Диттерсдорф в качестве скрипача и ассистента дирижёра для частного оркестра епископа Адама Патахича в Нагивараде (ныне Орадя, Румыния). После расформирования оркестра в 1769 году Пихль стал музыкальным руководителем графа Людвига Хартига в Праге, а около 1770 года получил должность первого скрипача Венской придворной театральной труппы. По рекомендации императрицы Марии Терезии, которая предпочла его Моцарту, Пихль стал музыкальным руководителем и камердинером австрийского губернатора Ломбардии эрцгерцога Фердинандо д’Эсте. В 1777 году он отправился в Италию.
Французское вторжение в Ломбардию в 1796 году заставило его вернуться в Вену, где он оставался на службе у эрцгерцога до своей смерти. В Италии Пихль посетил все важные музыкальные центры. Его ценили как одного из ведущих европейских композиторов того времени. Он поддерживал переписку с Падре Мартини (1778–1784), Черубини, возможно, с И. Ф. Рейхардтом и другими, был членом Филармоники в Мантуе (с 1779) и Болонье (с 1782), а также некоторое время был музыкальным руководителем театра в Монце, недалеко от Милана.
Пихль был доверенным лицом принца Николая Эстерхази в Милане; его сочинения исполнялись в Эстергази Гайдна (например, 11 февраля 1778 года), который копировал его квартеты для исполнения там в 1780 году и поддерживал с ним переписку.
Он обладал широкими знаниями и разнообразными интересами. В Нагивараде писал латинские либретто, которые использовались как им самим, так и Диттерсдорфом. Позднее Пихль составил историю чешских музыкантов в Италии (рукопись была уничтожена во время французской оккупации Милана) и перевёл либретто Моцарта «Волшебная флейта» на чешский (утрачено). Он предоставлял информацию для многочисленных статей в «Künstler-Lexikon» Длабача и посетил его в Праге в декабре 1802 года.
Музыка Пихля находится на стыке раннего и зрелого классического стиля. Подготовленный им подробный список произведений для «Künstler-Lexikon» Длабача насчитывает около 900 композиций, большинство из которых сохранились. Его многочисленные симфонии (1769–1803) близки по стилю к Диттерсдорфу и средней симфонической периодике Гайдна, иногда путаются с произведениями этих композиторов. Симфонии состоят из трёх или четырёх частей, иногда с медленным вступлением; использование сонатной формы в оркестровых и камерных произведениях демонстрирует контраст между энергичной основной и мелодичной второстепенной темой, а также развитые секции разработки. Хроматизм и выразительная гармония имеют черты, близкие к Моцарту.
В поздние годы Пихля ценили больше за сакральные сочинения и скрипичные концерты. Он считается одним из основателей Венской скрипичной школы. Применял все современные технические приёмы игры на скрипке, в том числе двойные остановки. Его произведения для сольной скрипки, особенно фуги, служат отличным учебным материалом для подготовки к произведениям И. С. Баха.
Оркестровые:
Камерные:
Сценическая музыка:
Другие вокальные:
Ноты сочинений Вацлава Пихля на сайте библиотеки IMSLP