Пиччиони, Джованни
1548 - 1619

Назад

Piccioni, Giovanni

  • Дата рождения: 1548/1549
  • Место рождения: Римини, Италия
  • Дата смерти: после 17 июня 1619
  • Место смерти: Орвието, Италия

Биография

Джованни Пиччиони — итальянский композитор и органист эпохи Ренессанса и раннего барокко. Он был органистом собора Римини с 1569 года, вероятно, до 15 ноября 1577 года, когда, согласно посвящению его первой книги мадригалов на пять голосов, он переехал в Конельяно, Венето, где стал maestro di musica для «Magnifici Signori Desiosi» (Великолепные господа Дезьози), сформировавших там академию.

Книги его канцон 1580 и 1582 годов содержат посвящения, свидетельствующие о связях в Романье, и, возможно, Пиччиони снова работал там в эти годы. В 1583–1586 годах он мог находиться в Далмации с Маркантонио Веньером, как позднее указал в седьмой книге мадригалов. С августа 1586 года до 31 декабря 1591 года он был органистом в соборе Губбио. С 8 января 1592 года по 1617 год он занимал ту же должность в соборе Орвието, а в 1615 году стал там же маэстро ди капелла. В 1616 году одновременно занимал должности органиста и маэстро ди капелла в соседнем Монте Фьясконе. В 1619 году был возвращён в Орвието в качестве органиста; последнее упоминание о его деятельности связано с посвящением «Concertus ecclesiastici» ((Духовные концерты) 17 июня 1619 года.

Творчество

Произведения Пиччиони делятся на две группы, различающиеся жанром, временем и стилем: более ранние печатные работы до 1602 года в основном полифонические, за исключением одного светского произведения, а более поздние публикации — все духовные, демонстрирующие влияние seconda pratica. В предисловии к «Concerti ecclesiastici» (1610) он утверждал, что брал музыку Андреа и Джованни Габриели в качестве модели для своих сочинений.

Пиччиони давал полезные советы менее опытным исполнителям: органист должен транспонировать музыку на октаву ниже на «малых органах с 3½ регистрами», так как фактическое звучание на октаву выше человеческого голоса; он особенно рекомендовал это для сольных концертов. Также он не указывал альтерации и цифры, чтобы не сбивать с толку новичков, а более опытные музыканты могли обойтись без них. Для органистов, непривычных играть по basso continuo, он советовал переписывать музыку в партитуру и интевалировать её. «Salmi intieri concertati» (1616), отходящие от стиля spezzati, являются важным примером применения нового стиля контраста соло и tutti.

Произведения

Светская вокальная музыка (все изданы в Венеции)

  • «Il primo libro de madrigali, 5vv» (Первая книга мадригалов, 5 голосов, 1577)
  • «Il primo libro delle canzoni, 5vv» (Первая книга канцон, 5 голосов, 1578)
  • «Il secondo libro delle canzoni, 5vv» (Вторая книга канцон, 5 голосов, 1580)
  • «Il terzo libro delle canzoni, 5vv» (Третья книга канцон, 5 голосов, 1582–1583)
  • «Il quarto libro delle canzoni, 5vv» (Четвёртая книга канцон, 5 голосов, 1582–1584)
  • «Il quarto libro de madrigali, 5vv» (Четвёртая книга мадригалов, 5 голосов, 1596)
  • «Il primo libro de madrigali, 6vv» (Первая книга мадригалов, 6 голосов, 1598)
  • «Il pastor fido musicale: il sesto libro di madrigali, 5vv» (Музыкальный Пастор Фидо: шестая книга мадригалов, 5 голосов, 1602)
  • «Gli affettuosi madrigali il settimo libro, 5vv» (Седьмая книга страстных мадригалов, 5 голосов, 1605)
  • «L’ottavo libro de madrigali, 5vv» (Восьмая книга мадригалов, 5 голосов, утрачена)
  • 6 светских произведений, 5 голосов, 1600–1616

Духовная вокальная музыка

  • «Il primo libro delle messe, 5vv» (Первая книга месс, 5 голосов, 1589)
  • «Concerti ecclesiastici, 1–8vv, bc (org), op.17» (Духовные концерты, 1–8 голосов, basso continuo (орган), опус 17, 1610)
  • «Psalmi sex, 3vv, et aliae cantiones, 2, 3vv, op.18» (Шесть псалмов, 3 голоса, и другие песнопения, 2–3 голоса, опус 18, 1612)
  • «Salmi intieri concertati, 4vv, org, op.19» (Полностью концертированные псалмы, 4 голоса, орган, опус 19, 1616)
  • «Concertus ecclesiastici, sex cum psalmis in fine, 2–4vv, bc (org), op.21» (Духовные концерты, шесть с псалмами в конце, 2–4 голоса, basso continuo (орган), опус 21, 1619)
  • 4 мотета, 3–8 голосов, basso continuo, 1612–1622
  • «O Jesu mi dulcissime, 6vv» (О, Иисус мой сладчайший, 6 голосов)
  • «Elegi et sanctificavi cum istum, 8vv» (Я оплакивал и освятил это, 8 голосов)

Ноты сочинений Джованни Пиччиони на сайте библиотеки IMSLP