Пиччинни, Никколо
1728 - 1800

Назад

Никколо Пиччинни (Niccolò Piccinni) - одна из центральных фигур итальянской и французской оперы второй половины XVIII века

  • Родился 16 января 1728 г. - Бари.
  • Умер 7 мая 1800 г. - Пасси, Париж.

Хотя его отец был музыкантом, а мать - сестрой композитора Латиллы, изначально он был предназначен для церкви. Однако его не по годам развитый музыкальный талант не был подавлен. Большая часть информации о его ранних годах получена из Ла Борде. Это первое существенное сообщение было включено в мемориальную биографию Женгене (1800-1801).; Женгене утверждал, что написал уведомление для La Borde, и в этом случае оно исходило от человека, близкого к Пиччинни в то время, когда он мог напрямую проконсультироваться со своим объектом, что подтверждается точностью некоторых его деталей. Так, говорят, что Пиччинни поступил в консерваторию имени Онофрио в Неаполе в мае 1742 года и учился там до 1754 года у Лео (умер в 1744 году), а затем у Дуранте, который питал к нему особую привязанность. Прота-Джурлео опубликовал документы (1954), которые ставят это под сомнение, указывая, что Пиччинни стал жителем Неаполя только в 1753 году. Но сам Пиччинни назвал Дуранте своим учителем в письме, опубликованном в переводе Алессандро Манфреди "Градус парнаса" (Карпи, 1761). Далее, Виллароза, используя рукописные материалы, оставленные Джузеппе Сигизмондо, пишет, что Пиччинни был настолько предан своей старой консерватории, что, покинув ее, часто посещал ее и даже выступал с некоторыми из своих старых товарищей во время карнавала, как это было в "Фиглярах" Сигизмондо. В 1754 году Пиччинни начал карьеру почти исключительно как оперный композитор. Начав, как это было принято, с комических произведений, он быстро завоевал поклонников в Неаполе, где публика прежде была предана опере- буффо в Логроскино. Это была первая из нескольких конкурсных ситуаций, которые впоследствии омрачили карьеру этого любезного и щедрого человека. О его раннем успехе и признании его таланта свидетельствует то, что вскоре его пригласили написать оперу-серию, свою первую оперу-сериа для театра Сан-Карло. Эта работа, "Зенобия" (1756), также имела успех, за ней последовали другие, так что в последующие несколько лет его творчество было почти равномерно распределено между серьезным и комическим жанрами. В 1756 году он женился на одной из своих учениц-певиц, 14-летней Винченце Сибилле, которая превосходно пела его музыку наедине, но никогда не появлялась на сцене. Масштаб работы Пиччинни в Италии, его сопротивление уговорам Берни посетить Англию и его последующий неохотный переезд в Париж были продиктованы его желанием создать наилучшие условия для содержания семерых детей (еще двое умерли в младенчестве). О быстром росте репутации Пиччинни свидетельствует заказ, полученный в Риме в 1758 году для Алессандро Нелле Инди. Его вторая римская опера "Свадьба фигляра" (1760) произвела фурор и положила начало периоду, в течение которого он оставался бесспорным любимцем непостоянной римской публики. Довольно грубая адаптация Гольдони "Памелы" Ричардсона уже была поставлена Дюни в 1756 году, но успеха не имела. Очарование и жизненная сила музыки Пиччинни, которая, по словам Женгене, была написана всего за 18 дней, покорили Европу; она также завоевала одобрение Джоммелли: “Стремление к изобретательству”. Пиччинни ставил новые произведения в Риме на каждом карнавале вплоть до 1773 года, за исключением карнавала 1767 года. Его плодовитость стала легендарной в период, когда плодовитое оперное творчество не было чем-то необычным. Берни сообщил об утверждении Саккини, что Пиччини написал 300 опер. Более трезвые комментаторы, такие как Ла Борд (или Женгене), называли цифру в 130, которая не сильно преувеличена. Пиччинни остался в Неаполе, где Берни познакомился с ним в 1770 году и назвал его “живым приятным маленьким человеком, довольно серьезным для итальянца, полного огня и гения”. Он был вторым маэстро капеллы под руководством Манны в Неаполитанском кафедральном соборе, преподавал пение и 16 февраля 1771 года был назначен вторым органистом королевской капеллы. Тем не менее, с 1758 по 1773 год он поставил более 30 опер в Неаполе, более 20 - в Риме и другие во всех главных городах Италии. Этот период представляет собой первый пик его достижений. Положение Пиччинни в Риме было внезапно подорвано начавшимся в 1773 году увлечением Анфосси, композитором невысокого уровня, который, хотя и был на год старше Пиччинни, был его учеником в Неаполе и сначала его протеже в Риме. Падение Пиччинни было внезапным и жестоким; заговорщики освистали его последнюю римскую оперу, он вернулся в Неаполь и серьезно заболел. Дата этого события вызывает некоторые сомнения. Женгене поставил его в 1775 году, но Пиччинни не был в Риме ни в 1774, ни в 1775 году (1775 год был юбилейным, и театры были закрыты). Он действительно участвовал в карнавале 1776 года, когда его "Каприччоза" (также известная как "Констанца") последовала за "Верой Констанцей" Анфосси в театре Дам, и это кажется наиболее вероятной причиной его поражения. Однако он сохранил свою репутацию в Неаполе благодаря  Алессандро Нелле "Инди" и успешной комедии "Виаджиатори", а к 1776 году в Париже уже появилась на первый взгляд более заманчивая перспектива. В 1774 году неаполитанский посол Караччиоли представил Пиччинни ко двору, и начались переговоры. Из-за смерти Людовика XV возникла задержка, но в 1776 году, получив обещание ежегодного "вознаграждения", доходы от своих опер и работу при дворе и знати, Пиччинни покинул Неаполь (16 ноября). Он добрался до Парижа в последний день уходящего года, жестоко страдая от холода, не зная французского и не имея ни малейшего представления о том, что его ждет. В последующих стычках "глюкистов" и "пиччинистов" он почти единственный вышел из нее с достоинством и честью; его способность приспосабливаться к нуждам французской сцены - гораздо большая, чем у Глюка, - демонстрирует как смелость, так и универсальность. Партия италофилов была многочисленной и влиятельной, и Пиччинни вскоре нашел друзей. Мармонтель взялся адаптировать либретто Квино и привести их в соответствие с современным итальянским музыкальным языком. Ему также приходилось ежедневно тренировать Пиччинни по французскому языку; если верить его рассказу, его можно считать таким же причастным к музыке Пиччинни, как Кальцабиджи - к музыке Глюка. В 1777 году Глюк, который утверждал, что отказался от своего "Роланда", услышав, что Пиччинни работает над ним, продюсировал "Армиду". Споры разгорелись из-за рецензии Ла Харпа на "Олимпиаду", постановки в Париже "Олимпиады Саккини" и полемического эссе Мармонтеля. Оказавшись в центре скандала, Пиччинни впал в депрессию и ожидал провала, но "Роланд", поставленный в начале 1778 года, завоевал уважение и привязанность публики. Среди актеров даже преданный Глюку Ларриве был покорен и великолепно исполнил заглавную роль. В 1778-1779 годах Пиччинни был нанят руководить итальянской труппой, дававшей представления в опере-буффо в Королевской академии. В репертуар вошли произведения Анфосси, Паизиелло, Саккини и Траэтты, а также самого Пиччинни ("Последняя жемчужина", "Спозаранку", "Свадьба фигляра", "Свадьба фигляра маритата", "Ваго диспреззато"). "Буона-фиглюола" была также известна в Париже как "Прекрасная девушка" (итальянская комедия, 1771). Позже, во время своего пребывания в Париже, Пиччинни руководил преподаванием пения в Королевской школе музыки и декламации, а также занимался частным преподаванием, включая хорошо оплачиваемые визиты в загородный дом Ла Борд, где он, по-видимому, сочинил "Дидону". Однако двор, очевидно, бессовестно использовал его, и хотя с 1783 года ему была назначена пенсия, главное обещание Парижа – что ему будет лучше, если он будет писать меньше опер – вряд ли было выполнено. Он также пострадал от махинаций руководства оперы. Ему было обещано, что его "Ифигения в Тавриде" будет поставлена раньше Глюковской; на самом деле она была поставлена двумя годами позже, и ей предшествовал нервный отказ композитора от каких-либо намерений соперничать с Глюком ("Журналь де Пари", 22 января 1781 года). Тем не менее, она пережила проблемы, связанные с плохим либретто (Дюбрей сопротивлялся попыткам Гингене улучшить его) и пьянством Мари-Жозефины Лагерр во время второго представления. Только в сочетании с возрождением творчества Глюка его несомненная неполноценность по сравнению с этим шедевром была продемонстрирована, хотя и грубо, более низкими поступлениями. Она была одобрительно воспринята, когда была возрождена в 1785 году. В 1783 году Пиччинни достиг своего второго пика, возродив "Атиса" и представив "Дидону", которая на мгновение затмила восходящую звезду Саккини. Триумф Дидоны был отчасти обусловлен исключительной игрой мадам де Сент-Юберти в главной роли; без нее на репетиции спектакль, казалось, был обречен на провал. За этим последовали две очаровательные и успешные комические оперы Пиччинни, среди которых "Фальшивый лорд" заслуживал возрождения не меньше, чем любое из его произведений.

Ноты сочинений Никколо Пиччинни на сайте библиотеки IMSLP