Пьянтанида, Джованни
1706 - 1773
Назад

Джованни Пьянтанида (Giovanni Piantanida) - итальянский скрипач и композитор
- Родился 11 июля 1706 г. - Ливорно.
- Умер 28 октября 1773 г. - Болонья.
Его отец, Джузеппе Мария, был родом из Ливорно, а мать, Мария Мадделена Кавалли, - из Флоренции. В 1735 году, находясь на службе у царицы Анны Иоанновны, он отправился в Санкт-Петербург с труппой певцов, к которой принадлежала его жена Констанца (по прозвищу "Ла Пастерла"). Он оставался там до 1737 года в качестве скрипача-виртуоза и педагога. Зимой 1737-1738 годов он успешно выступал в Гамбурге. Затем вместе с женой он отправился в Голландию, а в 1739 году - в Лондон, где до 1742 года давал многочисленные концерты, в том числе с Генделем, и опубликовал свою VI сонату для скрипки, бассо и чембало, соч.1 (1742). В 1743 году он выступал на концерте Spirituel в Париже, а в 1744 году отправился в Женеву. В конце концов он обосновался в Болонье, где 10 марта 1752 года был назначен первым скрипачом музыкальной капеллы Святого Петронио, сменив Джироламо Николо Лауренти, с ежемесячной стипендией в размере 8 лир. В 1758 году он был номинирован в Филармоническую академию. С 1762 по 1764 год, все еще занимая должность в Сан-Петронио, он отсутствовал, и его место занял Антонио Виллани. Из-за этого отсутствия, поскольку он перешел на службу в другое место, Пьянтанида был уволен из Сан-Петронио 16 апреля следующего года, сразу после избрания на эту должность Джованни Сальпьетро. Пять лет спустя, 30 августа 1770 года, Пьянтанида выступил в качестве солиста в заключительной симфонии торжественной мессы в соборе Святого Джованни в Монте, Болонья. Берни услышал его и сообщил, что он играл "со всем пылом молодости, с хорошим тоном и современным вкусом". 10 сентября того же года был объявлен конкурс на необычную должность “капо оркестра капеллы и маэстро ди виолино города Болонья, который продолжит занимать эту должность в течение следующих шести лет”. Пьянтанида, соревновавшийся с Антонио Пальмини из Рима и Гаэтано Маттиоли из Венеции, был объявлен победителем и получил ежемесячную стипендию в размере 30 лир. Однако на этот раз попечители, чтобы обезопасить себя от возможного повторения отсутствия новоизбранного маэстро, оговорили в контракте, что он будет получать только 20 лир из оговоренной зарплаты, а остальные 10 лир будут переведены в специальный фонд, который будет выплачен только ему в конце срока действия контракта. 9 октября 1770 года он рассматривал заявление Моцарта о приеме в Филармоническую академию. 13 ноября 1772 года, очевидно, ввиду его серьезных проблем со здоровьем, попечители назначили помощника, некоего Кристофоро Бабби, "заместителем с правом наследования’. Менее чем через год, 28 октября 1773 года, болонский хронист Бальдассаре Каррати внес его в список погибших в церкви Сан-Джорджо в Поджиале, отметив, что он “внезапно скончался в Сан-Петронио на ступенях оркестра. Он был знаменитым игроком”. Кванц сравнил Пьянтаниду с Тартини. Однако мнения о его композиторских качествах противоречивы: Торки восхищался мастерством исполнения его сонат, в то время как Шайбе и другие обвиняли его в плагиате. Соната da camera для скрипки и виолончели существует в рукописи; шесть скрипичных концертов, упомянутых в каталоге Брейткопфа 1762 года, утрачены. Его сын, Гаэтано Б. Пьянтанида (родился до 1752 года, умер в ноябре 1835 года в Милане), пианист и композитор, изучал музыку сначала у своего отца, а затем у Маттеи в музыкальном лицее в Болонье. Он выступал как пианист в Германии и в Копенгагене, где опубликовал "Вторую итальянскую ариетту" и "Шесть французских романсов", которые иногда приписывают его отцу. С 1810 года он жил в Милане, где в Музыкальном институте преподавал гармонию, теорию (с 1814 года) и композицию (с 1826 года); в 1827 году он был избран вице-цензором. Он опубликовал сборник фортепианных этюдов "32 подготовки к каденции в танцах пикколи" (ок.1823) и "Salve Regina" (ок.1825).