Пьянтанида, Джованни
1706 - 1773
Назад
Piantanida, Giovanni

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Пьянтанидa — итальянский скрипач и композитор. Его отец, Джузеппе Мария, происходил из Ливорно, а мать, Мария Маддалена Кавалли, была родом из Флоренции. Уже в юности он проявил выдающиеся способности к музыке и обучался игре на скрипке, став впоследствии признанным виртуозом.
В 1735 году он поступил на службу к императрице Анне Иоанновне и отправился в Санкт-Петербург вместе с труппой певцов, среди которых была его жена Констанца (известная под сценическим именем «La Pasterla»). Там он выступал как солист и преподаватель до 1737 года. Зимой 1737–1738 годов Пьянтанидa успешно гастролировал в Гамбурге, затем вместе с женой отправился в Голландию, а в 1739 году — в Лондон. В британской столице он концертировал до 1742 года, часто выступая вместе с Генделем, и опубликовал свой опус 1 — "VI sonate a tre, due violini e basso e cembalo op.1" (Шесть сонат a tre для двух скрипок, баса и чембало, 1742).
В 1743 году он выступал в знаменитом Concert Spirituel в Париже, а в 1744 году переехал в Женеву. Впоследствии Пьянтанидa окончательно обосновался в Болонье. 10 марта 1752 года он был назначен первым скрипачом (primo violino) музыкальной капеллы базилики Сан-Петронио с жалованием в 8 лир. В 1758 году он стал членом Болонской Филармонической академии (Accademia Filarmonica).
С 1762 по 1764 годы он отсутствовал в Болонье, заняв службу в другом месте, и по этой причине 16 апреля 1765 года был уволен с должности в Сан-Петронио. Однако в 1770 году вновь прославился как солист: 30 августа он исполнил финальную симфонию во время торжественной мессы в церкви Сан-Джованни-ин-Монте, где Чарльз Бёрни отметил его исполнение как исполненное «с огнём юности, с хорошим тоном и современным вкусом».
9 октября 1770 года Пьянтанидa был одним из судей на вступительном экзамене Моцарта в Accademia Filarmonica. В сентябре того же года он выиграл конкурс на должность capo orchestra (дирижёра капеллы) и maestro di violino города Болоньи, обойдя Антонио Пальмини из Рима и Гаэтано Маттиоли из Венеции. В целях предосторожности часть его жалования откладывалась в резервный фонд и выплачивалась лишь по завершении контракта.
В конце жизни он страдал серьёзными болезнями: в 1772 году ему был назначен помощник, скрипач Кристофоро Бабби, с правом преемственности. 28 октября 1773 года хронист Болоньи Бальдассаре Карати записал, что Пьянтанидa внезапно скончался на ступенях оркестра в Сан-Петронио, назвав его «знаменитым исполнителем».
Современники сравнивали Пьянтаниду с Джузеппе Тартини. Его стиль отличался виртуозностью, богатством выразительных средств и современным вкусом. Как исполнитель он пользовался репутацией одного из лучших скрипачей XVIII века.
Как композитор он получил неоднозначные оценки. Итальянский музыковед Луиджи Торки восхищался мастерством его сонат, тогда как Иоганн Адольф Шайбе и другие критики обвиняли его в плагиате. Тем не менее его музыка пользовалась популярностью среди исполнителей.
Его "VI sonate a tre, due violini e basso e cembalo op.1" (Шесть сонат a tre для двух скрипок, баса и чембало, 1742) считаются важным вкладом в развитие жанра. Сохранилась также соната da camera для скрипки и виолончели (рукопись в Вене). Известно, что шесть концертов для скрипки упоминались в каталоге Брейткопфа (1762), однако они не дошли до наших дней.
Родился до 1752 года, умер в ноябре 1835 года в Милане. Был пианистом и композитором, учеником своего отца и Маттеи в Лицее музыкальном в Болонье. Выступал в Германии и Копенгагене, где опубликовал "Sei ariette italiane" (Шесть итальянских ариетт) и "Six romances françaises" (Шесть французских романсов), иногда приписываемые его отцу. С 1810 года жил в Милане, где преподавал гармонию, теорию и композицию в Музыкальном институте. Среди его сочинений: цикл упражнений "32 preparazioni alla cadenza combinate in tanti piccoli esercizi" (32 подготовки к каденции, объединённые в маленькие упражнения, ок. 1823) и "Salve regina" (Радуйся, Царица, ок. 1825).