Пиани, Джованни Антонио
1678 - 1759
Назад
Piani, Giovanni Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Антонио Пиани — итальянский скрипач и композитор. Он происходил из музыкальной семьи: был одним из пяти сыновей болонско-неаполитанского трубача Пьетро Джакомо Пианы, все дети которого стали профессиональными музыкантами. Джованни получил образование в Консерватории della Pietà dei Turchini в Неаполе, где его наставниками были Винчипрова и Кайло.
В 1704 году он прибыл в Париж, а к 1712 году стал первым скрипачом при дворе Людовика Александра де Бурбона, графа Тулузского и адмирала французского флота. В 1721 году Пиани поступил на службу при императорском дворе в Вене, где вскоре стал самым высокооплачиваемым инструменталистом. Его карьера развивалась успешно: к 1750-м годам он занял должность директора инструментальной музыки. На службе он работал вместе с Карло Томазо Пиани, вероятно, родственником.
Любопытный эпизод из его биографии был опубликован в журнале Mercure de France в июне 1738 года: сообщалось, что Пиани якобы оказался жертвой трагического события в Венеции, где его обвинили в подделке подписей и приговорили к отсечению руки. Однако уже в августовском номере редакция официально опровергла этот слух как ложный. Несмотря на многократные пересказы этой истории в трудах Фетиса и других авторов, достоверных подтверждений ей не существует. В действительности Пиани оставался при венском дворе как минимум до 1757 года.
Интересно, что скрипач с фамилией Пиани (или Пиана), служивший при дворе графа Карла в Касселе в 1710–1725 годах, судя по всему, не имел с Джованни Антонио Пиани родственных связей.
Пиани прославился как виртуозный скрипач и один из первых музыкантов, подробно фиксировавших исполнительскую практику в своих сочинениях. Его opus 1, изданный в Париже в 1712 году, представляет собой собрание из 12 сонат: шесть для скрипки и бассо континуо и шесть для флейты или скрипки и бассо континуо.
Это издание имеет особое историческое значение: в обширном предисловии и посредством подробных обозначений в нотах Пиани дал редкие для своего времени сведения о динамике, аппликатуре, штрихах, украшениях, темпе и характере исполнения. Таким образом, его сочинения служат важным источником для изучения стиля игры на скрипке и флейте в начале XVIII века.
Несмотря на то что в привилегии générale от 29 мая 1712 года упоминаются вокальные сочинения Пиани, они не сохранились. Упоминаемое в некоторых источниках opus 2 (шесть сонат для флейты и бассо континуо) на самом деле является результатом ошибки Иоганна Готфрида Вальтера, который неверно сослался на часть сонат из opus 1.
Ноты сочинений Джованни Антонио Пиани на сайте библиотеки IMSLP