Филипс, Питер
1560 - 1628

Назад

Питер Филипс (Peter Philips) - английский композитор и органист

  • Родился между 1560 и 1661 годами - Лондон.
  • Умер в 1628 году - Брюссель

Свою зрелость он провел в испанских Нидерландах, и по этой причине его часто причисляли к фламандской школе; однако на титульных страницах всех своих публикаций он изо всех сил старался называть себя “инглезом” или “англо”. Если не считать Берда, он был самым публикуемым английским композитором своего времени.

Дата его рождения указана исключительно на основании свидетельства о проживании в Брюсселе от 4 августа 1597 года, в котором указано, что ему 36 лет. Первое известное упоминание о нем относится к 1574 году, когда он был мальчиком из церковного хора в соборе Святого Павла в Лондоне. Есть свидетельства, что позже он был учеником Берда. Его самая ранняя известная композиция, клавишная павана из книги Фицуильяма "Virginal Book”, датирована 1580 годом и снабжена подписью “‘The first [that] ever Phi[lips] mad[e]”. Позже эта пьеса стала чрезвычайно популярной и была аранжирована и переработана другими музыкантами. В 1582 году Филипс был упомянут в завещании Себастьяна Уэсткота, раздающего милостыню в соборе Святого Павла. Уэсткот отвечал за музыку и певчих, будучи назначен на эту должность во времена правления королевы Марии. Упрямый приверженец римского католицизма и часто попадавший в неприятности с властями, Уэсткот, похоже, пользовался определенной степенью королевского покровительства. В своем завещании он оставил по 5 фунтов стерлингов каждому из четырех мальчиков, "которые теперь живут в моем доме", и “Питеру Филлипсу, который также живет со мной, пять фунтов тридцать шиллингов десять пенсов”. В начале августа 1582 года, вскоре после смерти своего учителя, Филипс бежал из Англии "в интересах католической церкви", как свидетельствует брюссельское свидетельство. 18 августа он на несколько дней остановился в английском колледже в Дуэ. 20 октября он прибыл в Рим и был принят в тамошний английский колледж. Запись в Книге паломников колледжа гласит: “Петрус Филиппус Англус диоцезис [пробел] скончался в больнице 20 октября 1582 года 12-го года нашей эры”. В то время колледж принимал много таких беженцев и испытывал финансовые трудности. Но у него был могущественный покровитель в лице кардинала Алессандро Фарнезе, который стал патроном Филлипса на следующие три года. В то же время Филипс продолжал выступать в качестве органиста колледжа, и в 1585 году назначение Феличе Анерио маэстро капеллы, по-видимому, подтвердило направление учебы молодого человека. Позже он включил музыку Анерио и Палестрины в свои собственные публикации, и его стиль всегда оставался в глубоком долгу перед консервативной римской традицией. 22 февраля 1585 года лорд Томас Пейджет, известный английский беженец-католик, прибыл в колледж в сопровождении двух слуг. Филипс поступил к нему на службу и отбыл вместе с ним 19 марта. Следующие пять лет они путешествовали вместе, посетив Геную (сентябрь 1585 года), Мадрид (октябрь 1585 года) и Францию (сентябрь 1586 года). 1587 год и первую половину 1588 года они провели в Париже, за исключением короткой поездки в Брюссель в марте 1588 года. В июне, незадолго до отплытия испанской армады, они отправились в Антверпен, а в феврале 1589 года обосновались в Брюсселе. В начале 1590 года Пейджет умер, и Филипс, возможно, написал "Павану" и "Гальярда Пейджета" в память о нем, хотя в "Книге Фицуильяма" эта пара не датирована; однако, гораздо более поздний и второстепенный источник предполагает, что посвящение, возможно, было младшему сыну лорда Томаса, брат Чарльз, печально известный двойной агент. Филипс поселился в Антверпене в 1591 году и "занимался самообразованием, обучая детей на вёрджинеле, проявляя при этом большую хитрость". 26 мая того же года он женился в кафедральном соборе на Корнелии де Момпере. Его жена умерла в июле 1592 года, через два месяца после рождения их дочери Леоноры, которая была крещена 7 июня того же года. Крестным отцом Леоноры был Корнелис Пруйм, известный музыкальный меценат, имевший связи с Хьюбертом Вельрантом, Эмануэлем Адриенсеном и Корнелисом Вердонком, с которыми он работал в течение 20 лет. Благодаря таким связям Филипс получил доступ к музыкальной и художественной жизни Антверпена, о чем свидетельствует подборка произведений фламандских композиторов, представленных в его первом издании "Мелодия Олимпика", выпущенном фирмой Phalèse в 1591 году. Это большая антология итальянских мадригалов, изданная Филипсом и включающая четыре его собственных мадригала. Коллекция консервативна, подходит для опытных любителей и отражает стили, оказавшие наибольшее влияние на Филипса: Маренцио представлен пятью мадригалами, Нанино - четырьмя, а Палестрина и Вердонк - по три. Филипс посвятил эту работу Джулио Бальбани, известному итальянскому банкиру. В 1593 году Филипс посетил Амстердам, "чтобы увидеть и услышать человека, обладающего выдающимися способностями". Без сомнения, это был Свелинк, который сочинил комплиментарный набор вариаций на павану Филипса 1580 года и пользовался большим уважением Филипса. На обратном пути в сентябре Филипс заболел и провел три недели в Мидделбурге, "общаясь с теми, кто восхищался музыкой". Англичанин Роджер Уолтон донес на него голландским властям как на участника заговора против жизни королевы Елизаветы. Филипс, Уолтон и еще один обвиняемый, Роберт Пули, были арестованы и доставлены в Гаагу для допроса и ожидания сообщений из Лондона. Расследование проводилось с помощью исполняющего обязанности английского посла Джорджа Гилпина. Находясь в тюрьме, Филипс сочинил "Павану" и "Долгую розу Гальярда" (рукопись имеет надпись "composta in prigione"). Версия в сборнике Fitzwilliam Virginal посвящена "Трегу", то есть члену семьи Треджиан: Фрэнсис Треджиан младший был составителем этого сборника и скопировал большую часть другой музыки Филипса. Расследование оправдало Филипса; он был освобожден и смог вернуться в Антверпен до Рождества. Первая книга Филипса, состоящая из мадригалов в шести частях, была опубликована в 1596 году. Посвящение, датированное 8 января, было адресовано Алессандро ди Джунта, члену флорентийской семьи печатников и книготорговцев, проживавшему в Антверпене. Тексты, которые он выбрал, как и для двух других своих сборников, почти все относятся к самому легкомысленному типу любовной поэзии в музыке. Наиболее известным поэтом, представленным на выставке, является Гуарини, а анонимное стихотворение "Любовь собственного мужчины", едва скрытое описание занятий любовью, является одним из многочисленных подражаний "Тирси морир волеа" Гуарини. Маренцио прославился тем, что написал "Тирси морир волеа". Филипс сделал ее клавиатурную версию и в своем собственном мадригале использовал ее общий дизайн. К тому времени Филипс становился все более известным, и в течение следующих 40 лет или около того отдельные его работы появлялись во многих печатных изданиях. В 1597 году эрцгерцог Альберт принял Филипса в качестве члена своей семьи, о чем свидетельствует свидетельство о проживании в Брюсселе от 4 августа. Подпись Филипса "Пьер Филипп" на этом документе - единственная сохранившаяся подлинная подпись. В 1598 году Фалез опубликовал единственное собрание мадригалов Филипса, состоящее из восьми частей. На титульном листе он указан как "Органист Светлейшего Альберто"; он оставался одним из трех органистов вице-королевской капеллы до самой своей смерти. Автором мадригалов был английский флибустьер-католик, полковник Уильям Стэнли, и они сразу же пользовались успехом, будучи переизданы в следующем году. Согласно его брачному контракту, после смерти жены, а затем и единственного ребенка (Леонора умерла в декабре 1599 года) Филипс согласился разделить наследство своей жены с ее братьями и сестрами. Сам контракт не сохранился, но в документе мастера-сироты (weesmeestersdocument) от 1601 года описывается его администрирование. Филипс был обязан отчитаться обо всех поступлениях и расходах с даты смерти своей жены до оглашения завещания, а также подготовить опись и оценку своего дома и его содержимого, включая музыкальные книги. В этом случае задолженность оказалась больше стоимости имущества, и в наследовании было отказано. Филипс все еще был должен деньги Энтони Чемберсу, английскому корнетисту при брюссельском дворе, "старшему Джунте" (вероятно, Алессандро ди Джунта) и "старшему Орсучу" (вероятно, Жану Орсуччи Бернардсзону, купцу из Лукки, который жил в Антверпене с 1597 по 1610 год). Эрцгерцог Альберт женился на Изабелле Испанской 18 апреля 1599 года, и с тех пор они правили как совместные регенты. Плохое экономическое положение испанских Нидерландов усугублялось расточительностью эрцгерцога, а заработная плата мелких придворных служащих, часто задерживавшаяся, постоянно увеличивалась из-за практики симонии. Филипс, однако, был рукоположен в сан священника 24 марта 1609 года, и запись в архиве архиепископа Мехелена, в которой он описывается как "Петр Филипп, бенефициар нострской епархии", указывает на то, что он некоторое время назад принимал незначительные заказы. Таким образом, его последующая серия пребендариев в Суаньи, Тирлемоне и Бетюне была технически законной, хотя нет никаких свидетельств того, что он когда-либо проживал в каком-либо из этих мест или что он даже выполнял функции священника. Первыми напечатанными духовными произведениями Филипса были три мотета из второй и третьей частей антологии Эррера “Hortus musicalis”. Одна из них, "Vulnera manuum", является контрафактом его мадригала "Ditemi, о дива моя", впервые опубликованного в "Melodia olympica". В следующем году Фалез напечатал первое крупное собрание духовной музыки Филипса - 69 священных песнопений для пяти голосов, “предназначенных для главных праздников всего года и дня всех святых”. Оно было посвящено Деве Марии “во имя утешения и спасения христианского народа, утверждения и приумножения католической, апостольской и римской веры, а также искоренения и посрамления ереси и еретиков”. В отличие от более поздних сборников, песнопения составлены в соответствии с литургическим календарем. Во всех своих сборниках священного писания Филипс проявлял явную склонность к строго литургическим текстам (особенно к антифонам, марианским антифонам и ответам). Большинство из них, по-видимому, взяты из требника, а не непосредственно из Священного Писания, и он редко использовал свободно выбранные тексты, такие как стихи из псалмов, как это делали ранние композиторы эпохи Возрождения. Ничто не могло сделать его посттридентское отношение к контрреформации более очевидным.

Ноты сочинений Питера Филипса на сайте библиотеки IMSLP