Филипс, Питер
1560 - 1628

Назад

Philips, Peter

  • Дата рождения: ок. 1560–1561
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: 1628
  • Место смерти: Брюссель, Испанские Нидерланды

Биография

Питер Филипс — английский композитор и органист, один из наиболее издаваемых английских музыкантов своего времени после Уильяма Бёрда. Значительную часть жизни он провёл в Испанских Нидерландах, где долгое время служил при дворе архикнязя Альбрехта и Изабеллы. Несмотря на тесные связи с фламандской музыкальной традицией, на титульных листах своих сочинений Филипс всегда подчёркивал своё происхождение, называя себя Inglese или Anglo.

О дате его рождения известно только из документа о проживании в Брюсселе от 4 августа 1597 года, где его возраст был указан как 36 лет. Первое упоминание о нём относится к 1574 году, когда он был хористом собора Святого Павла в Лондоне. Есть сведения, что позднее он учился у Уильяма Бёрда. Его самое раннее известное сочинение — клавирная павана, сохранившаяся в Fitzwilliam Virginal Book, датируется 1580 годом и отмечена надписью «Первая, которую когда-либо написал Филипс». Эта пьеса стала чрезвычайно популярной и была многократно переработана другими музыкантами.

В 1582 году Филипс упоминается в завещании Себастьяна Уэсткота, руководителя хора собора Святого Павла, известного своей приверженностью католицизму. После его смерти Филипс вскоре покинул Англию «ради католической веры». В августе 1582 года он посетил английский колледж в Дуэ, а в октябре прибыл в Рим, где был принят в английский колледж. Там он служил органистом, находясь под покровительством кардинала Алессандро Фарнезе. Его музыкальное образование в Риме проходило в атмосфере строгой полифонии, и он испытал влияние Феличе Анерио и Палестрины, чьи произведения включал в свои издания.

С 1585 года Филипс находился на службе у английского католического изгнанника лорда Томаса Пейджета. С ним он путешествовал по Италии, Испании и Франции, а с 1589 года поселился в Брюсселе. После смерти Пейджета в 1590 году Филипс написал Pavan and Galliard Pagget (Павана и гальярда Пейджету), возможно, в его память.

В 1591 году композитор обосновался в Антверпене, где давал уроки игры на вирджинале. В том же году он женился на Корнелии де Момпер, но вскоре овдовел: жена умерла в 1592 году, оставив ему дочь Леонору, которая также скончалась в детстве (1599). Эти трагические события не прервали его творческой активности: уже в 1591 году он выпустил антологию "Melodia olympica" (Олимпийская мелодия), включив в неё четыре собственных мадригала.

В 1593 году Филипс посетил Амстердам, где познакомился с Яном Петерсзоном Свелинком, высоко оценившим его музыку. Однако во время возвращения он был арестован по ложному обвинению в заговоре против королевы Елизаветы. В заключении он написал Pavan and Galliard Dolorosa (Павана и гальярда Долороза), что подтверждает надпись «сочинено в тюрьме». После допроса его оправдали, и он вернулся в Антверпен.

В 1596 году вышел его первый сборник мадригалов для шести голосов, а в 1598 — сборник мадригалов для восьми голосов. В том же году он получил должность органиста в капелле архикнязя Альбрехта, которую сохранял до конца жизни. С 1609 года Филипс был рукоположён в священники, что позволило ему получать церковные бенефиции.

В 1610-е годы его слава достигла апогея. Он издал несколько крупных сборников духовной музыки: "Cantiones sacrae" (Священные песни), "Gemmulae sacrae" (Священные жемчужины), "Deliciae sacrae" (Священные услады). Его музыка пользовалась популярностью и перепечатывалась в разных странах. В 1623 году он выпустил "Litaniae Beatae Mariae Virginis" (Литании Пресвятой Девы Марии), а в 1628 году — последний сборник "Paradisus sacris cantionibus" (Рай священных песнопений).

Филипс умер в Брюсселе в 1628 году. Современники называли его одним из величайших мастеров музыки Европы.

Творчество

Музыкальное наследие Филипса обширно и разнообразно. Он был мастером мадригала, клавирной музыки и духовных жанров. Его стиль сочетал английские, итальянские и фламандские влияния. В мадригалах он следовал традиции Лука Маранцио и Дж. Б. Гварини, в клавирных пьесах находился под влиянием английской школы вирджиналистов, а в духовной музыке сохранял строгость и благочестивый дух римской традиции, соответствующей духу Контрреформации.

Филипс писал мотеты преимущественно на литургические тексты, уделяя особое внимание антифонам, откликам и марийным песнопениям. Его музыка отличается богатой гармонией, красочной полифонией и ясной структурой.

Произведения

  • "Pavan" (Павана), 1580, раннее клавирное произведение.
  • "Pavan and Galliard Pagget" (Павана и гальярда Пейджету), около 1590.
  • "Pavan and Galliard Dolorosa" (Павана и гальярда Долороза), 1593, сочинены в тюрьме.
  • "Melodia olympica" (Олимпийская мелодия), 1591, антология мадригалов.
  • "Madrigali a sei voci" (Мадригалы для шести голосов), 1596.
  • "Madrigali a otto voci" (Мадригалы для восьми голосов), 1598.
  • "Cantiones sacrae" (Священные песни), 1596–1598, сборники духовных произведений.
  • "Gemmulae sacrae" (Священные жемчужины), 1613.
  • "Deliciae sacrae" (Священные услады), 1616.
  • "Litaniae Beatae Mariae Virginis" (Литании Пресвятой Девы Марии), 1623.
  • "Paradisus sacris cantionibus" (Рай священных песнопений), 1628.

Ноты сочинений Питера Филипса на сайте библиотеки IMSLP