Филидор, Франсуа-Андре Даникан
1726 - 1795

Назад

Франсуа-Андре Даникан Филидор (François-André Danican Philidor) - французский композитор

  • Родился 7 сентября 1726 г. - Дре.
  • Умер 31 августа 1795 г. - Лондон.

Младший сын Андре Даникана Филидора (старшего) и сводный брат Энн Даникана Филидор. Хотя своим современникам он был больше всего известен как шахматист, его сценические работы показывают, что он был одним из самых одаренных французских композиторов своего поколения.

Будучи мальчиком-пажом в королевской капелле Версаля, он получил хорошее музыкальное образование у Андре Кампра, маэстро капеллы; он также научился любимому занятию музыкантов - игре в шахматы. В 1738 году он исполнил свой мотет, который был благосклонно принят в капелле, и, хотя в 1740 году он уехал из Версаля в Париж, его произведения продолжали исполняться там. Еще один мотет был услышан на концерте "Спиричуэл" в 1743 году. Ранняя музыка Филидора утрачена, но предположительно была написана по образцу музыки его учителя. С 1740 года Филидор жил в Париже, выступал, преподавал и, по семейной традиции, переписывал музыку. Он также помогал Руссо, неизвестным образом, в работе над "Галантными музами". Его мастерство в шахматах проявилось раньше, чем его музыкальные способности. В "Кафе де ла Регент" он познакомился со многими блестящими умами того времени, в том числе с Дидро, который в романе "Неве де Рамо" назвал его "Филидором утонченным". Он познакомился, учился у ведущего игрока Франции Легаля и победил его. В 1745 году он покинул Париж и отправился в концертное турне по Нидерландам с Джеминиани и Ланцей. Однако, когда умерла дочь Ланцы, турне было отменено, и Филидор, оказавшись на мели, зарабатывал на жизнь шахматами. Несколько британских офицеров помогли ему добраться до Лондона, что положило начало его пожизненной связи с Англией. Он зарекомендовал себя как сильнейший игрок Центральной и Северной Европы (хотя никогда не играл с ведущими итальянскими мастерами), и особенно его впечатлила одновременная игра вслепую. В 1748 году в Ахене он написал свой “Анализ книг”. С помощью герцога Камберлендского, с которым он познакомился в Эйндховене, книга была опубликована в Лондоне (1749); позже она была переведена на несколько языков и выдержала множество изданий вплоть до XX века. Филидор оставался в Англии до 1754 года, возвращаясь в 1771 и 1773 годах, затем ежегодно в течение сезона с 1775 по 1792 год выступал с лекциями и демонстрациями по подписке Сент-Джеймсского клуба и вращался в тех же кругах, что и доктор Джонсон и доктор Берни. Такие друзья, как Дидро, поощряли возвращение Филидора в Париж в 1754 году, но его попытки утвердиться как композитора не увенчались успехом. Пробный мотет "Lauda Jerusalem" для постановки в Версале был признан слишком итальянским (к сожалению, ни одна из духовных песен Филидора не сохранилась). Во время своих путешествий он познакомился с новейшей итальянской музыкой, в том числе с неаполитанским стилем, который произвел такое впечатление во Франции во время его отсутствия за границей. Ранние оперы Филидора, появившиеся после "Охоты на буффонов", несут в себе несомненный отпечаток Перголези. После написания своего единственного инструментального произведения, серии квартетов с неподходящим названием "Искусство модуляции", он начал свою успешную карьеру театрального композитора в 1756 году. Его итальянский стиль, отвергнутый Ребелем (директором оперы) как неподходящий для этого учреждения, не стал препятствием для работы в "Опера комик", и с 1759 по 1765 год Филидор поставил 11 комических опер, восемь из которых имели несомненный успех; после "Чародея" (1764) он стал первым композитором, которого пригласили в “Оперу чародеев”, сцена в театре Итальянской комедии. "Том Джонс" (1765) поначалу провалился, и, как позже в случае с "Эрнелиндой", Седейн была приглашена для доработки либретто. "Эрнелинда" (1767) была поставлена в опере 18 раз, ненадолго возрождена в 1769 году под названием "Сандомир, князь Даннемарк" и представлена в Брюсселе в 1772 году. Версия, сыгранная в Версале в 1773 году и в опере в 1777 году, была полностью переработана в пяти актах; благодаря тому, что Глюк изменил вкус публики, настоящий успех пришел на смену более раннему succès d'estime, и ей воздали должное как пародии. Более поздняя музыкальная деятельность Филидора была более спорадической. Он создал свое главное хоровое произведение "Кармен тайная" (1779) в Лондоне по предложению Джузеппе Баретти, который адаптировал либретто из нескольких од Горация, включая ту, которая дала название произведению. Масонская символика украшает титульный лист тонко выгравированной партитуры. "Кармен секуляр" вызвала восхищение, была опубликована и исполнялась в Лондоне и Париже. Карьера Филидора теперь была разделена между двумя столицами, но он продолжал преподавать музыку и писать для французского театра и концертной группы Spirituel. Его поздние трагедии "Персея" и "Темистокл" не имели большого успеха; его не приняли ни глюкисты, ни итальянские поклонники, в то время как в комедии он пострадал от конкуренции со стороны Гретри. Когда началась война между Англией и Францией, Филидор находился в Лондоне и был несправедливо внесен в список эмигрантов. Он умер, разлученный со своей семьей, на Литтл-Райдер-стрит, 10 и был похоронен на Сент-Джеймс-стрит, Пикадилли; точное местоположение его могилы неизвестно. Здесь есть бюст Филидора работы Огюстена Пажу и портрет Кошена, выгравированный Сент-Обеном в 1772 году.

Ноты сочинений Франсуа-Андре Даникана Филидора на сайте библиотеки IMSLP