Филидор, Франсуа-Андре Даникан
1726 - 1795

Назад

Philidor, François-André Danican

  • Дата рождения: 7 сентября 1726
  • Место рождения: Дрё (Франция)
  • Дата смерти: 31 августа 1795
  • Место смерти: Лондон (Англия)

Биография

Франсуа-Андре Даникан Филидор — французский композитор и шахматист, младший сын Андре Даникана Филидора-старшего и сводный брат Анна Даникана Филидора. Современники знали его прежде всего как выдающегося шахматиста, однако его сценические произведения свидетельствуют о том, что он был одним из самых одарённых французских композиторов своего поколения.

Ещё в детстве, будучи пажом в королевской капелле в Версале, он получил серьёзное музыкальное образование у Андре Кампра, капельмейстера капеллы. Там же он познакомился и с любимым занятием музыкантов — игрой в шахматы. В 1738 году в капелле был исполнен его мотет, получивший благожелательные отзывы. В 1740 году он покинул Версаль и перебрался в Париж, где его произведения продолжали исполняться; в 1743 году ещё один мотет был услышан на Концерт Спиритьель. Ранние сочинения Филидора не сохранились, но, по-видимому, они были написаны в подражание его учителю.

С 1740 года он жил в Париже, занимался преподаванием, исполнением и, по семейной традиции, перепиской музыки. Он помогал Жан-Жаку Руссо в работе над "Les muses galantes" («Галантные музы»), хотя характер этой помощи неизвестен. Уже в юности его шахматный талант оказался заметнее музыкального. В кафе «Режанс» он познакомился с самыми яркими умами эпохи, включая Дидро, который назвал его в "Le neveu de Rameau" («Племянник Рамо») — «Филидор тонкий». Там же он встретил и победил ведущего шахматиста Франции Легаля.

В 1745 году Филидор отправился в концертное турне по Нидерландам вместе с Джеминиани и Ланца. Однако после смерти дочери Ланца тур был прерван, и Филидор оказался без средств к существованию, зарабатывая шахматной игрой. Английские офицеры помогли ему перебраться в Лондон, что стало началом его пожизненной связи с Англией. Здесь он закрепил за собой славу сильнейшего шахматиста Центральной и Северной Европы (хотя с ведущими итальянскими мастерами он не встречался), поражая публику игрой вслепую на несколько досок.

В 1748 году в Ахене он написал трактат "L’analyze des échecs" («Анализ шахмат»), позже переработанный как "Analyse du jeu des échecs" («Анализ шахматной игры»). При содействии герцога Камберлендского книга была издана в Лондоне в 1749 году. Она была переведена на многие языки и многократно переиздавалась вплоть до XX века.

До 1754 года Филидор жил в Англии, возвращался туда в 1771 и 1773 годах, а начиная с 1775 года — почти ежегодно, до 1792-го, выступая с лекциями и шахматными демонстрациями по подписке Клуба Сент-Джеймс. В Лондоне он общался с доктором Самюэлем Джонсоном и Чарльзом Берни.

Возвращение в Париж в 1754 году было поддержано друзьями, среди которых был Дидро. Попытки утвердиться в качестве композитора были не всегда удачными. Его пробный мотет "Lauda Jerusalem" («Хвали, Иерусалим»), написанный для Версаля, был признан «слишком итальянским». Ни одного духовного произведения Филидора не сохранилось.

Во время путешествий он познакомился с новейшей итальянской музыкой, в том числе с неаполитанским стилем, оказавшим сильное влияние на Францию. На фоне музыкальной «Ссоры буффонов» (Querelle des Bouffons) его ранние оперы несут явный отпечаток Перголези.

В 1756 году он написал свой единственный инструментальный труд — квартеты "L’art de la modulation" («Искусство модуляции»). Настоящий успех пришёл к нему как к театральному композитору. Его итальянизирующий стиль был отвергнут директором Парижской оперы Жаном-Фери Ребелем, однако в жанре opéra comique он оказался весьма уместен. С 1759 по 1765 годы Филидор создал 11 опер-буфф, восемь из которых пользовались несомненным успехом. После постановки "Le sorcier" («Колдун», 1764) он стал первым композитором, которого вызвали на сцену Комеди-Итальян.

Его комическая опера "Tom Jones" («Том Джонс», 1765) поначалу провалилась, и, как позже в случае с "Ernelinde", к переработке либретто привлекли драматурга Мишеля Жана Седена. "Ernelinde" («Эрнелинда», 1767) была показана 18 раз на сцене Парижской оперы, затем ненадолго возобновлена в 1769 году под названием "Sandomir, prince de Dannemarck" («Сандомир, принц Дании») и поставлена в Брюсселе в 1772 году. В 1773 году её исполнили в Версале, а в 1777 году — в Парижской опере, уже в переработанной пятиактной версии. Изменённые вкусы публики, сформированные реформами Глюка, обеспечили произведению настоящий успех и даже пародии.

Поздние сочинения Филидора были редки. Его значительное хоровое произведение "Carmen saeculare" («Вековая песнь», 1779) было создано в Лондоне по предложению Джузеппе Баретти, который составил текст на основе од из Горация. Партитура была роскошно выгравирована, с масонской символикой на титульном листе. Произведение было издано и с успехом исполнялось в Лондоне и Париже.

Его поздние трагедии "Persée" («Персей») и "Thémistocle" («Фемистокл») не имели успеха: он не был принят ни сторонниками Глюка, ни приверженцами итальянской школы, а в жанре комической оперы уступал конкуренции Гретри.

В годы войны между Францией и Англией Филидор находился в Лондоне, где был несправедливо занесён в список эмигрантов. Он умер вдали от семьи в доме на Литл Райдер-стрит 10 и был похоронен в церкви Святого Иакова, Пикадилли. Место его захоронения точно неизвестно. Сохранились бюст работы Огюстена Пажу и портрет Филидора кисти Кошена, гравированный Сен-Обеном в 1772 году.

Творчество

Филидор получил образование в традициях как французской, так и итальянской музыки, и, несомненно, был знаком с современной немецкой. Его обычно признают самым технически одарённым из ранних композиторов opéra comique (оперы-комик). Вероятно, он не стремился нарушить устоявшиеся французские традиции, но его творчество оказалось полезным тем, кто выступал против них, в том числе философам и его либреттисту А.-А.-Г. Пуансине.

Как композитор, он не был лишён самокритики — об этом свидетельствуют четыре версии Ernelinde («Эрнелинда»). Однако его естественная лёгкость в письме и исключительная память, столь полезная в шахматах, иногда становились препятствием в музыке: именно поэтому в его сочинениях встречались почти буквальные заимствования. То, что Чарльз Берни называл «итальянской добычей» Филидора, особенно заметно в Ernelinde. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что композитор слышал и читал столь много музыки, что невольно ассимилировал её, не осознавая близости к оригиналам.

Помимо сотрудничества с Фаваром и Седеном, Филидор писал вместе с Луи Анзо (Le soldat magicien — «Солдат-волшебник») и с А.-Ф. Кетаном (Le maréchal ferrant — «Кузнец»), имевшим большой успех. Главным же его соавтором был Пуансине, которого современники считали посредственным поэтом, но тщеславным и наивным человеком. Тем не менее именно он написал либретто к трём важнейшим операм Филидора — Le sorcier («Волшебник»), Tom Jones («Том Джонс») и Ernelinde.

Филидор был первым французским композитором, успешно применившим современный итальянский стиль на крупных театральных сценах. Его опере Ernelinde суждено было стать новаторской попыткой обновить музыкально-драматический язык Парижской Оперы. Он создал более изысканный мелодический стиль, чем это было обычно в comédie mêlée d’ariettes (комедия, перемежающаяся ариеттами), и применил итальянские формы задолго до Глюка. Уже в 1772 году Гарсен отмечал в своём Traité du mélo-drame («Трактат о мелодраме»), что оркестровка Филидора превосходит его ранних соперников: она редко избыточна, но всегда выразительна. Его музыка опирается на прочную гармонию и богатое мелодическое воображение, которое, хотя и не всегда оригинальное, удачно служит музыкальной характеристике.

Ранние комедии Филидора изображали социальные противоречия и человеческие слабости под видом фарса. Blaise le savetier («Блез, сапожник») высмеивает повседневные трудности, вроде ухода от уплаты квартплаты хитростью. Простая домашняя комедия (Blaise, Le soldat magicien) постепенно перерастала в изящную (Tom Jones, Les femmes vengées — «Отомщённые женщины»). Сельские драмы с использованием диалектов (Le maréchal ferrant, Le bûcheron — «Дровосек») достигли вершины в Le sorcier.

Элементы пародии встречаются в ариях и сценах. Так, в Sancho Pança («Санчо Панса») звучит комическая ариозо «Je suis comme une pauvre boule» («Я похож на бедный шар»), а в Le bûcheron ария дровосека прерывается глотком вина, после чего он с новой силой продолжает колоратуру. Здесь же появляется сцена с Меркурием, предлагающим три желания в сопровождении речитатива.

Особая черта Филидора — изобретательное использование звукоподражания. Оно встречается в ариях ремесленников: дровосека, кузнеца и извозчика (Le maréchal ferrant), винодела Блеза (Le sorcier), охотников (Tom Jones). В Le soldat magicien первый номер изображает игру в нарды. Некоторые его комические оперы требовали певцов-мужчин, способных петь гротескным фальцетом.

В ансамблях Филидор проявил себя новатором: он первым сочетал сложные и простые размеры одновременно (Le maréchal ferrant, Tom Jones, боевые сцены Ernelinde). Его квартеты и квинтеты (Blaise le savetier, Le soldat magicien) создают впечатление хаоса, оставаясь прозрачными и понятными. Одним из лучших считается септет в Le bûcheron.

Его репутации вредили обвинения в плагиате, хотя это были скорее непреднамеренные заимствования. Даже заметное сходство с Orfeo ed Euridice («Орфей и Эвридика») Глюка в Le sorcier («Nous étions dans cet âge» — «Мы были в том возрасте») встроено в новую партитуру, где остальная музыка полностью оригинальна.

Успех Мозни и Гретри в жанре opéra comique положил конец господству Филидора. Однако такие произведения, как Les femmes vengées (1775), доказали, что при хорошем либретто он способен создавать яркие комедии. Его кантата Carmen saeculare («Вековая песнь», 1779), основанная на одах Горация, стала важным вкладом в хоровую музыку: с четырьмя частями, более чем двадцатью номерами, сольными и хоровыми эпизодами, включая двойную фугу.

Его поздние серьёзные оперы Persée («Персей») и Thémistocle («Фемистокл») не достигли даже относительного успеха Ernelinde, хотя содержат выразительные хоровые и сольные сцены.

Филидор большую часть жизни совмещал две карьеры — шахматиста и композитора. Его оперное наследие значительное, и даже в неудачных произведениях встречаются ценные музыкальные страницы. Тем не менее после пика славы его продуктивность заметно снизилась, и он не сумел развить импульс, который некогда дал реформе музыкального театра XVIII века.

Произведения

Оперы и оперы-комик

  • Le diable à quatre, ou La double métamorphose («Чёрт вчетвером, или Двойное превращение»), 1756.
  • Blaise le savetier («Блез, сапожник»), 1759.
  • L’huître et les plaideurs, ou Le tribunal de la chicane («Устрица и сутяжники, или Судебный трибунал придирок»), 1759.
  • Le quiproquo, ou Le volage fixé («Недоразумение, или Изменник обузданный»), 1760.
  • Le soldat magicien («Солдат-волшебник»), 1760.
  • Le jardinier et son seigneur («Садовник и его господин»), 1761.
  • Le maréchal ferrant («Кузнец»), 1761.
  • Sancho Pança dans son isle («Санчо Панса на своём острове»), 1762.
  • Le bûcheron, ou Les trois souhaits («Дровосек, или Три желания»), 1763.
  • Les fêtes de la paix («Праздники мира»), 1763.
  • Le sorcier («Волшебник»), 1764.
  • Tom Jones («Том Джонс»), 1765.
  • Le tonnelier («Бондарь»), 1765.
  • Ernelinde, princesse de Norvège («Эрнелинда, принцесса Норвегии»), 1767.
  • Sandomir, prince de Dannemarck («Сандомир, принц Дании»), 1769 (переработка Ernelinde).
  • Le jardinier de Sidon («Сидонский садовник»), 1768.
  • L’amant déguisé, ou Le jardinier supposé («Любовник в маске, или Ложный садовник»), 1769.
  • La rosière de Salency («Королева роз в Саленси»), 1769.
  • La nouvelle école des femmes («Новая школа женщин»), 1770.
  • Le bon fils («Добрый сын»), 1773.
  • Zémire et Mélide, ou Le navigateur («Земира и Мелида, или Мореплаватель»), 1773.
  • Berthe («Берта»), 1775.
  • Les femmes vengées, ou Les feintes infidélités («Отомщённые женщины, или Ложные измены»), 1775.
  • Persée («Персей»), 1780.
  • Thémistocle («Фемистокл»), 1785.
  • L’amitié au village («Дружба в деревне»), 1785.
  • La belle esclave, ou Valcour et Zéïla («Прекрасная рабыня, или Валькур и Зейла»), 1787.
  • Le mari comme il les faudrait tous, ou La nouvelle école des maris («Муж, каким должны быть все, или Новая школа мужей»), 1788.
  • Bélisaire («Велизарий»), 1796.

Священные произведения (утраченные)

  • Мотеты, исполненные в 1738, 1743, 1770.
  • Латинская музыка, мотет, исполненный в 1752–1753.
  • Lauda Jerusalem, Ps cxlvii («Хвали, Иерусалим, Псалом 147»), 1754.
  • Requiem («Реквием»), 1764 (памяти Ж.-Ф. Рамо).
  • Te Deum («Тебе, Боже, славим»), 1786.

Светские вокальные произведения

  • A Hymn to Harmony («Гимн гармонии»), 1754 (утрачено).
  • 6 ариетт для Л.-Э. Бийардана де Совиньи: Histoire amoureuse de Pierre de Long et Blanche Bazu («Любовная история Пьера де Лонга и Бланш Базю»), 1765.
  • 12 ariettes périodiques («12 периодических ариетт»), около 1766.
  • L’été («Лето»), кантатиль, без даты.
  • Carmen saeculare («Вековая песнь»), 1779.
  • An Ode on His Majesty’s Recovery («Ода по случаю выздоровления Его Величества»), 1789 (утрачено).
  • Песни (разрозненные).

Инструментальная музыка

  • L’art de la modulation («Искусство модуляции»), шесть квартетов для гобоя или флейты, скрипок и бассо континуо, 1755.
  • Различные инструментальные пьесы, опубликованные в сборниках XVIII века.

Ноты сочинений Франсуа-Андре Даникана Филидора на сайте библиотеки IMSLP