Фалез 1, Пьер
1505 - 1576
Назад
Phalèse 1, Pierre

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер Фалез 1 — фламандский книготорговец и издатель, один из первых и наиболее значимых печатников музыкальных книг в Нидерландах XVI века. Он происходил из семьи пивовара Огюстена ван дер Фалезена и Маргариты ван Поддегем. Возможно, был родственником художника Арнольда ван дер Фалезена, работавшего в Лёвене с 1499 года, и органиста Антуана ван дер Фалезена, умершего в 1487 году.
В 1541 году Фалез стал книготорговцем Университета Лёвена. С 1545 по 1552 годы он издавал научные труды, иногда в сотрудничестве с другим лёвенским издателем и печатником Мартином де Реймакером (Ротариусом). В этот же период он опубликовал пять сборников шансонов в переложении для лютни, которые печатались для него другими мастерами, так как сам Фалез тогда ещё не был печатником.
29 января 1552 года он получил привилегию на печатание музыки с использованием подвижного шрифта. С этого времени его издательская деятельность становится особенно активной. Он выпускал как шансонные и мотетные книги с сочинениями нидерландских композиторов (например, Клеменса нон Папы и Крекьона), так и сборники более международного характера.
С 1561 года Фалез расширил ассортимент: он издал Cantuale … usum … ecclesiae Amstelredamensis (Песнопения для богослужения амстердамской церкви), напечатанное в готической невменной нотации. В 1563 году начал выпуск серии лютневых книг Theatrum musicum (Музыкальный театр). В том же году он опубликовал восьмиголосные Magnificat (Величание) Франсиско Герреро, а также книги Орландо ди Лассо и Чиприано де Роре. Нередко его издания были переизданиями томов, выпущенных в Париже издателями Ле Руá и Балларом.
В 1570 году Фалез заключил партнёрство с антверпенским книготорговцем Жаном Беллером, которое продолжилось после его смерти и при его сыне, Пьере Фалезе II. Беллер обеспечивал международные связи и сбыт, но печатником оставался сам Фалез. В 1574–1575 годах музыкальным советником издательства выступал композитор Жан де Кастро, который поставлял новейшие французские и итальянские сочинения для публикации.
Фалез владел несколькими наборами музыкальных шрифтов: крупным — для хоровых изданий, мелким — для шансонов и мотетов, а также шрифтом для лютневой табулатуры. Его издания отличались высоким качеством печати: текст был тщательно выверен и чётко набран. Особая заслуга Фалеза заключалась в том, что он первым в Нидерландах начал печатать лютневые книги в удобном формате, позволяющем музыкантам играть за одним столом с одного экземпляра.
В 1570 году, посетив Антверпен для проверки своего мастерства у прототипографа Филиппа II, Христофора Плантена, он был признан «искусным мастером в искусстве музыкальной печати, занимающимся исключительно этой сферой и прекрасно владеющим латинским, французским и фламандским языками».
Наиболее значительные издания Пьера Фалеза I:
Фалез I стал одним из основателей музыкального книгопечатания в Нидерландах. Его деятельность создала прочную основу для дальнейшего развития издательского дела его семьи и обеспечила широкое распространение как местной, так и европейской музыкальной традиции. Вероятно, он умер около 1576 года, оставив богатое наследие и важное место в истории нотопечатания.
Ноты сочинений Пьера Фалеза 1 на сайте библиотеки IMSLP