Пфлегер, Августин
1635 - 1686
Назад
Pfleger, Augustin

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Августин Пфлегер — немецкий композитор богемского происхождения. Шлакенверт был резиденцией герцогов Саксен-Лауэнбургских, и именно здесь Пфлегер начал свою карьеру, заняв должность капельмейстера при дворе герцога Юлиуса Генриха. В 1661 году он опубликовал свой первый сборник — op.1.
Уже в следующем году, в 1662, он переехал в Гюстров, где поступил на службу к герцогу Густаву Адольфу Мекленбургскому в качестве вице-капельмейстера. Композиторская деятельность Пфлегера в этот период была чрезвычайно насыщенной: только в 1664 году он написал 89 духовных концертов.
В 1665 году Пфлегер был назначен капельмейстером в Шлезвиг-Гольштейнском дворе в Готторфе. Именно там ему поручили сочинить торжественную музыку для открытия Кильского университета. 16 мая 1673 года он покинул Готторф, и его дальнейшие перемещения долгое время оставались неизвестными. Известно лишь, что его преемником на этой должности стал Иоганн Тейле. К 23 июля 1686 года Пфлегер уже вернулся в Шлакенверт, где снова служил капельмейстером при дворе Саксен-Лауэнбургских герцогов.
Первое сочинение Пфлегера — op.1 ("Psalmi, dialogi et motettae" — «Псалмы, диалоги и мотеты», 1661) — представляет собой собрание из 18 малых духовных концертов на латинские тексты, преимущественно библейские. Они написаны для небольшого вокального ансамбля с минимумом инструментального сопровождения, кроме генерал-баса. В этих произведениях ярко заметно влияние итальянских образцов как в выборе текстов, так и в их музыкальной обработке.
Четыре латинские оды, сочинённые для инаугурации Кильского университета (1666), отличаются торжественным, церемониальным стилем. Однако два произведения на немецкие тексты показывают иное направление и близки по стилю к арийным кантатам Букстехуде.
Позднейшие сочинения, дошедшие до нас в рукописях, вероятнее всего были созданы во время службы в Готторфе. Латинский язык по-прежнему преобладает, однако появляются и небиблейские, духовные, а также смешанные тексты. Музыка становится более насыщенной, с ярко выраженными инструментальными партиями и усложнённым контрапунктическим письмом. Особое место занимает цикл из 72 кантат для богослужебного года, посвящённый городскому совету Фленсбурга. Эти произведения отличаются драматической структурой, часто в форме диалогов с аллегорическими и библейскими персонажами. Тексты кантат, основанные на евангельских чтениях, искусно объединяют библейские цитаты, строфическую поэзию и хоралы, создавая многообразие форм — от ариозо и концертов до арий.
Французский лексикограф Себастьян де Броссар высоко ценил творчество Пфлегера, называя его op.1 «одним из лучших своего времени». Вклад Пфлегера в развитие немецкой духовной кантаты был значителен: именно в его обработке сложных составных текстов можно видеть важный этап формирования жанра.
Немецкие духовные сочинения (кантаты и концерты)
(все, кроме "O barmherziger Vater" («О милосердный Отец»), входят в цикл кантат для богослужебного года):
Латинские духовные произведения
Утраченные произведения
Ноты сочинений Августина Пфлегера на сайте библиотеки IMSLP