Пфенднер, Генрих
1590 - 1631

Назад

Pfendner, Heinrich

  • Дата рождения: около 1590
  • Место рождения: Холльфельд, Верхняя Франкония, Германия
  • Дата смерти: около 1631
  • Место смерти: Вюрцбург, Германия

Биография

Генрих Фенднер был немецким композитором и органистом. Он изучал музыку у Айхингера и Эрбаха в Аугсбурге, а также у Чифры в Италии. Его первое издание, вышедшее в 1614 году, называет его органистом епископа Гурка в Австрии; посвящение, датированное 1611 годом (возможно, опечатка), указывает, что материалы издания уже некоторое время исполнялись приватно в доме епископа, что позволяет предположить, что Фенднер уже некоторое время находился на службе у него.

В 1615 году он переехал в Грац, где служил придворным органистом эрцгерцога Фердинанда II. С 1618 года до своей смерти Фенднер был органистом и капельмейстером при епископе Вюрцбурга.

Фенднер был плодовитым композитором латинской церковной музыки и принадлежал к важной группе южногерманских и австрийских композиторов, которые в начале XVII века развивали форму концертного мотета для нескольких голосов, восходящую к Виадане; в этом ему, без сомнения, помогли обучение в Италии и опыт с Айхингером.

Его издание 1614 года важно тем, что, кроме публикаций самого Айхингера, оно стало одним из первых сборников мотетов с basso continuo, опубликованных немецким композитором. В мотетах этого и последующих трёх сборников (1623–1630) некоторые сочинения содержат самостоятельные инструментальные партии. Также имеется sonata a cappriccio для трёх инструментов с basso continuo, явно основанная на канцонной форме, часто используемой итальянскими композиторами, включая Чифру.

Вокальная музыка Фенднера демонстрирует другие итальянские влияния, включая использование диалогов и рефренов, а также форму рондо, где рефрен обычно пишется в трёхдольном размере, а промежуточные фразы – в типичном дуэтном стиле с последовательностями параллельных терций. Тексты он музыкально интерпретировал с воображением.

Фенднер предпочитал в основном слогообразный подход к письму, который обогащал умеренной декоративностью, ритмическим и текстурным разнообразием, короткими контрастными фразами и развившимся пониманием функции basso continuo как самостоятельного важного элемента целого. Две органные канцоны составные, с частыми сменами метра, демонстрируют характерную клавирную фигурацию начала XVII века и яркие гармонии.

Творчество

Фенднер создавал преимущественно латинскую церковную музыку и произведения для органа. Он был одним из первых немецких композиторов, опубликовавших мотеты с basso continuo, и внедрил итальянские музыкальные формы, включая канцону и сонату каприччио, в немецкую традицию. Его музыка сочетает слогообразное пение с умеренным украшением, богатой ритмикой и текстурой, а также выразительное использование continuo.

Произведения

  • Delli motetti, 2–8vv, bc (org) (Грац, 1614, расширено 1625 как Motectorum liber primus) (О мотетах)
  • Motectorum liber secundus, 2–8vv, bc (org) (1623) (Второй сборник мотетов)
  • Motectorum liber tertius, 2–8vv, bc (org) (1625) (Третий сборник мотетов)
  • Motectorum liber quartus, 2–8vv, bc (org) (1630) (Четвёртый сборник мотетов)
  • Psalm 1, 8vv (1645) (Псалом 1)
  • Motets (включая некоторые репризы из вышеупомянутых сборников) 1623–1629 (Мотеты)
  • 2 canzonas, org, ок. 1620 (Две канцоны для органа)

Утерянные произведения

  • Mariale in omnes festivitates BVM (1645) (Марияль на все праздники Божией Матери)
  • Missae, 4–8vv (1645) (Мессы)
  • Liber quintus missae (1648) (Пятый сборник месс)

Ноты сочинений Генриха Пфенднера на сайте библиотеки IMSLP