Пфайффер, Иоганн
1697 - 1761
Назад

Иоганн Пфайффер (Johann Pfeiffer) - немецкий композитор и скрипач
- Родился 1 января 1697 г. - Нюрнберг.
- Умер 7 октября 1761 г. - Байройт.
Он учился игре на скрипке у разных учителей, а затем изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (с 1717 года) и Галле-Виттенберга (с 1719 года). Он провел шесть месяцев в качестве музыкального руководителя у графа Генриха XI фон Рейсса в Шлейце, прежде чем в 1720 году поступить скрипачом в Веймарский придворный оркестр. В 1726 году он был назначен концертмейстером - должность, по-видимому, оставалась вакантной после ухода И.С. Баха в 1717 году. Позднее в том же году была исполнена траурная музыка Пфайффера для покойной жены герцога Эрнста Августа, Элеоноры Вильгельмины, а с августа 1728 (или 1729) по январь 1730 года он сопровождал герцога в турне по Нидерландам и Франции. Примерно в мае 1732 года Пфайффер был в Берлине, а в декабре 1733 года ему предложили должность придворного скрипача и наставника музыки в Байройте у невестки маркграфа Фридерики Вильгельмины (сестры будущего короля Фридриха Великого). 8 ноября 1734 года он был назначен капельмейстером в Байройте с окладом в 300 гульденов (к 1737 году он был увеличен до 480 гульденов). Муж Фридерики унаследовал пост маркграфа в мае 1735 года, и вместе они занялись расширением музыкальной жизни при дворе, тем самым расширив возможности Пфайффера как композитора. 20 сентября 1752 года он женился на овдовевшей Доротее Хагин, от которой у него родилось двое сыновей: Фридрих (1754-1816), юрист по профессии и способный скрипач, и Иоганн Генрих, который умер в младенчестве. В 1752 или 1753 году Пфайфферу было присвоено почетное звание "гофрат" (тайный советник), и его жалованье было увеличено; к моменту его смерти оно составляло 1375 рейхсталеров. Большая часть музыки Пфайффера утеряна, или остается неопознанной, или неправильно интерпретируется (обычно он подписывал свои рукописи просто "дель Сигн". Пфайффер). По словам Шрикеля, в Веймаре он отличился тем, что сочинял очаровательные песнопения, но, за исключением байройтской "серенады для юных Фройденопфер", таких его произведений не известно, и сохранились только две вокальные пьесы (возможно, из сценических произведений). Несмотря на заявления Гербера и Фетиса, его духовной музыки найдено не было. Инструментальная музыка составляет основную часть его творчества, и большая ее часть, несомненно, написана в Байройте. По стилю она, пожалуй, наиболее близка к баховской. И Гербер, и Шиллинг отмечают, что его увертюры (оркестровые сюиты) пользовались большим уважением. Пять из них напоминают первую сюиту Баха в своей обработке для двух гобоев, фагота и струнных; они обычно состоят из французской увертюры, кантабиле в стиле форланы, фугального алла бреве, аллегро (или престо) в стиле бурре и менуэта с трио только для духовых инструментов. Партитура и структура других сюит значительно различаются. В сохранившихся концертах представлены как трехчастные, так и четырехчастные композиции; композиция "медленно–быстро–медленно–быстро" часто встречается и в камерных произведениях. Некоторые из приписываемых ему симфоний, возможно, принадлежат Иоганну Михаэлю Пфайфферу.
Ноты сочинений Иоганна Пфайффера на сайте библиотеки IMSLP