Пфайффер, Иоганн
1697 - 1761
Назад
Pfeiffer, Johann

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Пфайффер был немецким композитором и скрипачом. Он изучал игру на скрипке у различных учителей, а затем изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (с 1717 года) и Галле-Виттенберга (с 1719 года). Пфайффер провёл шесть месяцев в должности директора музыки у графа Генриха XI фон Ройс в Шляйце, прежде чем в 1720 году поступил скрипачом во дворцовую оркестровую капеллу Веймара.
В 1726 году он был назначен концертмейстером, пост, оставшийся вакантным со времени ухода И.С. Баха в 1717 году. В том же году была исполнена его траурная музыка Trauermusik в честь покойной жены герцога Эрнста Августа, Элеоноры Вильгельмины. С августа 1728 года (или 1729) по январь 1730 года Пфайффер сопровождал герцога в турне по Нидерландам и Франции.
В мае 1732 года он находился в Берлине, а в декабре 1733 года ему предложили должность придворного скрипача и музыкального наставника для невестки маркграфа, Фридерики Вильгельмины (сестры будущего короля Фридриха Великого). 8 ноября 1734 года он был назначен капельмейстером при Байройтском дворе с окладом 300 гульденов (к 1737 году увеличен до 480 гульденов). В мае 1735 года муж Фридерики стал маркграфом, и пара приступила к расширению музыкальной жизни при дворе, что дало Пфайфферу большие возможности как композитору.
20 сентября 1752 года он женился на вдове Доротее Хагин, от которой у него родились два сына: Фридерих (1754–1816), юрист по профессии и способный скрипач, и Иоганн Генрих, умерший в младенчестве. В 1752 или 1753 году Пфайфферу было присвоено почётное звание «Hofrat» (дворцовый советник), а его оклад увеличен; к моменту смерти он составлял 1375 рейхсталеров.
Многое из музыки Пфайффера утеряно, либо остаётся неопределённым или ошибочно приписанным другим авторам, поскольку он обычно подписывал свои рукописи просто как «del Sign. Pfeiffer». Считается, что он отличался милыми и очаровательными сингшпилями, однако, за исключением байройтской серенаты Das unterthänigste Freudenopfer (Самое смиренное приношение радости), такие произведения до нас не дошли, и лишь два вокальных произведения (возможно, из сценических работ) сохранились. Несмотря на утверждения Гёрбера и Фетиса, священной музыки от Пфайффера не найдено.
Основу его наследия составляет инструментальная музыка, большая часть которой была написана в Байройте. По стилю она близка к музыке И.С. Баха. Гёрбер и Шиллинг отмечали высокое качество его увертюр (оркестровых сюит). Пять из них напоминают первую сюиту Баха по составу инструментов: два гобоя, фагот и струнные. Обычно они состоят из французской увертюры, кантативного движения в стиле форланы, фуги Alla breve, аллегро в стиле бурре (или presto) и менуэта с трио для духовых инструментов. Структура других сюит варьируется.
Сохранившиеся концерты имеют как трёх-, так и четырёхчастную структуру; схема медленно–быстро–медленно–быстро встречается также в камерных произведениях. Некоторые симфонии, приписываемые ему, возможно, принадлежат Иоганну Михаэлю Пфайфферу.
Пфайффер создавал вокальные и инструментальные произведения, преимущественно для струнных и basso continuo. Его увертюры и сюиты отличаются элегантной обработкой и тщательной разработкой структуры, напоминающей стиль Баха. Концерты и камерные произведения часто следуют четырёхчастной схеме и используют типичное для того времени сочетание духовых и струнных инструментов.
Вокальная музыка
Концерты
Все с участием струнных и basso continuo
Другое оркестровое
Камерная музыка
Прочие
Ноты сочинений Иоганна Пфайффера на сайте библиотеки IMSLP