Пецель, Иоганн Кристоф
1639 - 1694
Назад

Иоганн Кристоф Пецель (Johann Christoph Pezel) - немецкий городской музыкант и композитор
- Родился в 1639 году - Глац, Силезия.
- Уумер 13 октября 1694 г. - Баутцене.
Вероятно, он посещал гимназию в Баутцене, недалеко от Глаца, и, возможно, много путешествовал, прежде чем заняться музыкой. Он провел всю свою карьеру в качестве участника различных городских оркестров. Он был Ratsmusiker (музыкантом совета), принадлежал к скромному, но привилегированному классу музыкантов, которые произошли от трубачей-сторожей старой башни и в 17 веке приобретали все большее значение как музыканты, участвовавшие в общественных мероприятиях. В лейпцигском музыкальном оркестре были как духовые, так и струнные инструменты, и Пецель был впервые упомянут как струнник. В 1664 году городской совет Лейпцига принял решение увеличить количество членов городского оркестра с семи до восьми, и Пецель был назначен четвертым кунстгейгером. В 1670 году он получил звание штадтпфайфера, что равносильно присвоению звания "мастера" своего дела. Это было пожизненное назначение. В том же году вышла его первая важная музыкальная публикация "Hora decima musicorum". В это же время началась путаница с его именем: на титульном листе указано имя Йоханна Пезелио, но посвящение подписано Иоганн Безельд, а другие варианты появились позже. Одним из результатов является путаница в отождествлении Иоганна Пецеля, городского музыканта, с Иоганном или Яном Пецелиусом (некоторые из его произведений, ныне утраченные, которые показывают, что чех Пецелиус был членом ордена августинцев, и все его сохранившиеся сочинения предназначены для церкви). Представляется маловероятным, что этот вопрос когда-либо будет решен. Пецель, по-видимому, был недоволен своим музыкальным положением и предпринимал попытки улучшить его, подав однажды заявление на должность кантора в церкви Томаскирхе в Лейпциге, должность, на которую его опыт штатского певца никоим образом не позволял ему претендовать. Он также подал заявление на вступление в дрезденский музыкальный оркестр. В 1681 году в Лейпциге разразилась чума, и он переехал в Баутцен, где оставался до своей смерти. Современные комментаторы, в частности Принц в своей книге "Фриниды Митиленеи" (1696), указывали, что он был образован лучше, чем того требовало его музыкальное положение. Его способность понимать итальянский была особенно необычной, и, по-видимому, за годы, проведенные в Лейпциге, он написал несколько литературных комментариев, хотя ни один из них не сохранился. Произведения, благодаря которым Пецеля помнят, содержатся в двух его важных сборниках для ансамблей корнета и тромбона из пяти частей, которые были характерны для Ratsmusiken. Во время его пребывания в Лейпциге музыка для такого сочетания исполнялась дважды в день с Ратушной башни, и эта практика, по-видимому, была широко распространена в Германии. Это два сборника - "Hora decima musicorum" (Лейпциг, 1670) и "Fünff-stimmigte blasende Music" (Франкфурт, 1685). Первая книга содержит 40 сонат в одной части, пронумерованных по отдельности. Несмотря на то, что струнные используются в качестве альтернативы духовым, посвящение и музыкальное оформление ясно показывают, какой инструмент был задуман. Самый интересный вопрос, касающийся этой книги, - это группировка произведений. Порядок расположения сонат делится на группы по тональности, поэтому Риман предположил, что на самом деле книга представляет собой набор из 11 сюит, каждая из которых состоит из двух-девяти частей. Этому довольно произвольному и неосуществимому представлению не хватает исторических доказательств и обоснования. Даунс выдвинул другую возможность, отметив, что, помимо шести сонат (№ 1-5 и 40), пьесы чередуются между двухдольным и трёхдольным размером и сочетаются в тональности, образуя пары сонат из двух частей (например, № 6, двойная, и № 7, тройная, обе ля минор). Сонаты № 1 и 2 состоят из трех частей вместо двух, причем первые две части написаны в двухдольном размере, а третья - в трёхдольном. Они сами по себе составляют удовлетворительное сонатное целое. Сонаты № 3, 4 и 5 имеют последовательность C, до, 3/2 в F, что позволяет предположить их совместное исполнение как произведения из трех частей. Между парами нет четких тематических связей, но такая практика создания пар упоминается в "Преториусе", и это, безусловно, жизнеспособная теория. Музыка "Фюнфф-стиммигте блазенде" - это коллекция из 76 произведений, в основном интрадас, но с примерами различных танцевальных форм, таких как сарабанд, куранте, аллеманд и балета. Есть несколько очевидных сочетаний танцевальных движений, обозначаемых повторяющимися мелодическими мотивами, но их на удивление мало, и, похоже, нет узнаваемого формального шаблона, в соответствии с которым можно было бы организовать содержание. Эта музыка для башенных музыкантов наиболее характерна для Pezel. Это также была старая, стойкая и довольно стереотипная традиция. Эту музыку трудно назвать прогрессивной: музыкальные возможности невелики, цветовая гамма ограничена, а музыкальное развитие в каждом произведении находится на зачаточном уровне. Главное разнообразие в музыке Пецеля заключается в том, что он умело использует текстуру, чтобы в полной мере использовать свою ограниченную палитру. Он писал плавно, с преобладанием внешних тембров, а басовая линия двигалась медленнее и сильнее, создавая простую триадическую гармонию. Настоящих партий редко бывает больше четырех, поскольку существует тенденция к объединению инструментов в пары – например, второй корнетт движется параллельно первому. Кульминации часто достигаются за счет усложнения текстуры, а не за счет динамических средств, и все работы состоят из быстро чередующихся имитационных и гомофонических фрагментов. Тем не менее, в рамках этого стереотипного стиля Пецелю удавалось создавать музыку, которая часто была живой и интересной, тем самым доказывая свое превосходство над многими другими современными композиторами-рацмузыкантами.
Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пецеля на сайте библиотеки IMSLP