Пецель, Иоганн Кристоф
1639 - 1694

Назад

Pezel, Johann Christoph

  • Дата рождения: 1639
  • Место рождения: Глатц, Силезия, Германия
  • Дата смерти: 13 октября 1694
  • Место смерти: Бауцен, Германия

Биография

Иоганн Кристоф Пецель был немецким музыкантом городского оркестра и композитором. Предположительно он посещал гимназию в Бауцене, рядом с Глатцем, и, возможно, много путешествовал до назначения на музыкальную должность. Всю свою карьеру Пецель провёл в составе различных городских оркестров. Он был Ratsmusiker — членом скромного, но привилегированного класса музыкантов, происходивших от старых трубачей-часовых, которые постепенно становились важными участниками городских торжеств в XVII веке.

Корпус Ratsmusiken включал медные и струнные инструменты, и Пецель впервые упоминается как струнный исполнитель. В 1664 году лейпцигский городской совет увеличил состав оркестра с семи до восьми участников, и Пецель был назначен четвёртым искусным скрипачом. В 1670 году он был повышен до Stadtpfeifer, что соответствовало званию «мастера» в своей области и обеспечивало пожизненное назначение. В том же году вышло его первое значительное музыкальное издание Hora decima musicorum.

Путаница с именем Пецеля началась тогда же: на титульном листе написано Johanne Pezelio, посвящение подписано как Johann Bezeld, а позже встречались другие варианты. Это привело к путанице с идентичностью Иоганна Пецеля — городского музыканта, и Иоганна или Яна Пецелиуса, чьи работы относятся исключительно к церковной музыке и чьи биографические сведения частично утеряны.

Пецель, по-видимому, был недоволен своим положением и пытался его улучшить, подавая заявки на должность кантора в Лейпцигской Фомкирхе и на членство в оркестре Dresden Ratsmusiken. В 1681 году, после вспышки чумы в Лейпциге, он переехал в Бауцен, где оставался до конца жизни. Современники отмечали, что его образование было выше, чем требовалось для занимаемой должности, а владение итальянским языком было редкостью. Он также писал литературные комментарии, которые не сохранились.

Творчество

Наибольшую известность Пецелю принесла музыка для пятичастных ансамблей корнетов и тромбонов, характерных для городских оркестров. Во времена Лейпцига такую музыку исполняли дважды в день с городской башни. Основные сборники: Hora decima musicorum (Лейпциг, 1670) и Fünff-stimmigte blasende Music (Франкфурт, 1685).

Hora decima musicorum содержит 40 сонат в одном движении. Хотя в нотах даны альтернативные струнные партии, назначение для духовых ясно по посвящению и музыкальной фактуре. Некоторые исследователи предполагают, что сонаты объединены в пары или тройки для исполнения как многодвижные работы, но доказательств точной структуры нет.

Fünff-stimmigte blasende Music включает 76 произведений, преимущественно интрад, с примерами различных танцевальных форм — сарбанда, курант, аллеманда и баллета. Несмотря на ограниченные возможности городских музыкантов, Пецель сумел использовать текстуры и контрапункт для создания живой и интересной музыки, даже в рамках традиционного, стереотипного стиля.

Произведения

Инструментальная музыка

  • Musica vespertina Lipsica, oder Leipzigische Abend-Music (Вечерняя музыка Лейпцига, или Лейпцигская вечерняя музыка), 12 сюит, 101 произведение, 2 скрипки, 2 альта, бас/виола, бас-клавесин (Лейпциг, 1669)
  • Hora decima musicorum Lipsiensium, oder Musicalische Arbeit zum Ab-blasen (Десятая часовая музыка Лейпцига, или Музыкальная работа для исполнения на башне), 40 сонат, 2 корнета, 3 тромбона / 2 скрипки, 2 альта, виола (Лейпциг, 1670)
  • Musicalische Gemüths-Ergetzung (Музыкальные утешения души), 10 сюит, 90 произведений, 2 скрипки, альт, бас-клавесин/виола (Лейпциг, 1672)
  • Bicinia variorum instrumentorum (Бицинии различных инструментов), 2 кларина, 2 скрипки, бас, бас-клавесин (Лейпциг, 1675)
  • Delitiae musicales, oder Lust-Music (Музыкальные наслаждения, или Весёлая музыка), 7 сюит, 63 произведения, 2 скрипки, 2 альта, бас/виола, бас-клавесин (Франкфурт, 1678)
  • Fünff-stimmigte blasende Music (Пятичастная духовая музыка), 76 произведений, 2 корнета, 3 тромбона (Франкфурт, 1685)
  • Opus musicum (Музыкальное произведение), 25 сонат, 2 скрипки, 3 альта, бас/виола, бас-клавесин (Франкфурт, 1686)
  • Gigue seu canon perpetuum, a 4 (Жига или канон вечный, a 4), Leipzig, 1670/1671

Вокальная музыка

  • Des Menschen-Lebens Eitelkeit (Es schallt die gantze Welt von lauter Eitelkeit) (Суета человеческой жизни), похоронная ода, канон a 4, 1672
  • Lobwürdiger Namens-Irrthum (Das trifft ja garnicht ein) (Достойная осуждения ошибка имени), похоронная ода, канон a 4, 1673
  • Des Abends, Morgens und Mittags (Вечером, утром и днём), кантата, A, T, B, 2 альта д'амур, 2 альта, бас-клавесин, 1690
  • Сборники латинских и немецких духовных произведений для 1–5 голосов и инструментов

Утраченные произведения

  • Schöne lustige und anmuthige neue Arien (Прекрасные, весёлые и изящные новые арии), 1 голос, 2 скрипки, 2 альта, бас/виола, бас-клавесин (Лейпциг, 1672)
  • Musica curiosa Lipsiaca (Любопытная музыка Лейпцига) (Лейпциг, 1685/1686)

Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пецеля на сайте библиотеки IMSLP