Пецель, Иоганн Кристоф
1639 - 1694
Назад
Pezel, Johann Christoph

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Кристоф Пецель был немецким музыкантом городского оркестра и композитором. Предположительно он посещал гимназию в Бауцене, рядом с Глатцем, и, возможно, много путешествовал до назначения на музыкальную должность. Всю свою карьеру Пецель провёл в составе различных городских оркестров. Он был Ratsmusiker — членом скромного, но привилегированного класса музыкантов, происходивших от старых трубачей-часовых, которые постепенно становились важными участниками городских торжеств в XVII веке.
Корпус Ratsmusiken включал медные и струнные инструменты, и Пецель впервые упоминается как струнный исполнитель. В 1664 году лейпцигский городской совет увеличил состав оркестра с семи до восьми участников, и Пецель был назначен четвёртым искусным скрипачом. В 1670 году он был повышен до Stadtpfeifer, что соответствовало званию «мастера» в своей области и обеспечивало пожизненное назначение. В том же году вышло его первое значительное музыкальное издание Hora decima musicorum.
Путаница с именем Пецеля началась тогда же: на титульном листе написано Johanne Pezelio, посвящение подписано как Johann Bezeld, а позже встречались другие варианты. Это привело к путанице с идентичностью Иоганна Пецеля — городского музыканта, и Иоганна или Яна Пецелиуса, чьи работы относятся исключительно к церковной музыке и чьи биографические сведения частично утеряны.
Пецель, по-видимому, был недоволен своим положением и пытался его улучшить, подавая заявки на должность кантора в Лейпцигской Фомкирхе и на членство в оркестре Dresden Ratsmusiken. В 1681 году, после вспышки чумы в Лейпциге, он переехал в Бауцен, где оставался до конца жизни. Современники отмечали, что его образование было выше, чем требовалось для занимаемой должности, а владение итальянским языком было редкостью. Он также писал литературные комментарии, которые не сохранились.
Наибольшую известность Пецелю принесла музыка для пятичастных ансамблей корнетов и тромбонов, характерных для городских оркестров. Во времена Лейпцига такую музыку исполняли дважды в день с городской башни. Основные сборники: Hora decima musicorum (Лейпциг, 1670) и Fünff-stimmigte blasende Music (Франкфурт, 1685).
Hora decima musicorum содержит 40 сонат в одном движении. Хотя в нотах даны альтернативные струнные партии, назначение для духовых ясно по посвящению и музыкальной фактуре. Некоторые исследователи предполагают, что сонаты объединены в пары или тройки для исполнения как многодвижные работы, но доказательств точной структуры нет.
Fünff-stimmigte blasende Music включает 76 произведений, преимущественно интрад, с примерами различных танцевальных форм — сарбанда, курант, аллеманда и баллета. Несмотря на ограниченные возможности городских музыкантов, Пецель сумел использовать текстуры и контрапункт для создания живой и интересной музыки, даже в рамках традиционного, стереотипного стиля.
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Утраченные произведения
Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пецеля на сайте библиотеки IMSLP