Пец, Иоганн Кристоф
1664 - 1716
Назад

Иоганн Кристоф Пец (Johann Christoph Pez (Petz)) - немецкий композитор, музыкант-инструменталист и певец
- Родился 9 сентября 1664 г. - Мюнхен.
- Умер 25 сентября 1716 г. - Штутгарт.
Его семья долгое время была связана с музыкой в Мюнхенской Петерскирхе, хоровую школу которой он посещал, получив прочные знания в области простого пения и полифонии. Около 1675 года он поступил в иезуитскую школу в Мюнхене, где был важным участником хора и оркестра (его основными инструментами были виола и лютня) и принимал важное участие в ежегодных школьных спектаклях. Некоторое время он пел тенором в Петерскирхе, а в 1687 году стал там хормейстером. Однако, поскольку ему было запрещено внедрять там более современный стиль церковной музыки (власти не хотели ничего, кроме простого пения и многоголосия), в 1688 году он переехал ко двору Мюнхена в качестве камерного музыканта. Курфюрст Макс Эмануэль считал необходимым отправлять многообещающих композиторов на учебу за границу, поэтому Пец провел 1689-1692 годы в Риме, впитывая стили Корелли, Кариссими и их последователей. В начале 1690-х годов музыкальная жизнь при мюнхенском дворе переживала спад (Макс Эмануэль жил в основном в Брюсселе), и в 1694 году Пец уехал в Бонн, чтобы реорганизовать музыкальное учреждение Йозефа Клеменса, архиепископа-курфюрста Кельна, который также был епископом Льежским. В 1696 году он получил звание капельмейстера. В 1701 году начало войны за испанское наследство вынудило его вернуться в Мюнхен, где, однако, музыки почти не было. В течение следующих пяти лет он занимался церковной музыкой, но в 1706 году переехал в Штутгарт в качестве капельмейстера при Вюртембергском дворе. Он оставался там до самой своей смерти. В музыке Пеца заметно сильное итальянское влияние, что является результатом не только его визита в Италию, но и контактов с другими музыкантами, получившими итальянское образование в Мюнхене, особенно с Керллом, который был одним из первых композиторов, привнесших в церковную музыку итальянский стиль концертато. Его опубликованные мессы и псалмы очень компактны, с небольшим повторением слов или разделением длинных частей на отдельные разделы. В отличие от Керлла, он мало использовал контрапункт – его хоровое сочинение в основном гомофоническое, но с большим разнообразием фактур и ритмической живостью, – но влияние Керлла проявляется в соотношении голосов соло и тутти. Между двумя группами существует тесное взаимодействие: продолжительные сольные пассажи редки, за исключением секций Бенедикта. Его инструментальные партии просты – струнные обычно удваивают голоса или сопровождают соло баса в трио, – и в целом он редко использовал повторяющиеся темы для голосов или инструментов. Ни мессы, ни псалмы не содержат большого количества декоративных сольных сочинений, которые, однако, можно найти в сольных кантатах Corona stellarum; эти 12 произведений также демонстрируют мелодический дар Пеца и его способность писать убедительные речитативы и ариозо в сопровождении аккомпанемента. Трио-сонатные части, предваряющие каждую кантату, свидетельствуют о том, что на его инструментальный стиль оказал сильное влияние Корелли.
Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пеца на сайте библиотеки IMSLP