Пец, Иоганн Кристоф
1664 - 1716
Назад
Pez, Johann Christoph

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Кристоф Пец был немецким композитором, инструменталистом и певцом. Его семья долгое время была связана с музыкой при церкви Святого Петра в Мюнхене, где Пец получил начальное музыкальное образование в хоровой школе, изучая одноголосное пение и полифонию. Около 1675 года он поступил в иезуитскую школу в Мюнхене, где активно участвовал в хоре и оркестре; его основными инструментами были виола и лютня. Он также принимал участие в ежегодных школьных спектаклях. Некоторое время Пец пел тенором в церкви Святого Петра, а в 1687 году стал капельмейстером там же.
Поскольку ему было запрещено внедрять более современный стиль церковной музыки, Пец в 1688 году переехал к мюнхенскому двору в качестве камерного музыканта. Курфюрст Максимилиан Эмануил поддерживал отправку перспективных композиторов за границу для учёбы, поэтому Пец с 1689 по 1692 год находился в Риме, где познакомился со стилями Арканджело Корелли, Джузеппе Карисими и его последователей.
В начале 1690-х музыкальная жизнь при мюнхенском дворе находилась в упадке, и в 1694 году Пец отправился в Бонн, чтобы реорганизовать музыкальную установу архиепископа Иосифа Клеменса, получив титул капельмейстера в 1696 году. В 1701 году, после начала войны за испанское наследство, он вернулся в Мюнхен, где музыка почти не развивалась. В 1706 году Пец стал капельмейстером при дворе Вюртемберга в Штутгарте и оставался на этом посту до самой смерти.
Музыка Пеца сильно отражает итальянское влияние, которое он получил как во время поездки в Италию, так и благодаря контакту с другими итальянскими музыкантами в Мюнхене, особенно с Иоганном Керлем, который был одним из первых, привнёсших концертантный стиль в церковную музыку Мюнхена.
Его мессы и псалмы компактны, с небольшим повторением слов и без деления длинных частей на самостоятельные секции. В отличие от Керля, Пец редко использовал контрапункт: хоровые партии преимущественно гомофонны, но отличаются разнообразием текстур и ритмической живостью. Влияние Керля проявляется во взаимодействии соло и хора, с редкими протяжёнными соло, за исключением разделов Benedictus. Инструментальные партии просты — струнные обычно удваивают голоса или сопровождают бас в трио-текстуре. В его произведениях редко встречаются повторяющиеся темы.
Особое внимание уделено сольным кантатам из цикла Corona stellarum (Корона звёзд), где проявляется мелодический дар композитора и умение писать сопровождение для речитатива и ариозо. Предшествующие каждой кантате движения для трио-санаты демонстрируют влияние стиля Корелли на инструментальную музыку Пеца.
Сакральные произведения
Драматические произведения и кантаты
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пеца на сайте библиотеки IMSLP