Пец, Иоганн Кристоф
1664 - 1716

Назад

Pez, Johann Christoph

  • Дата рождения: 9 сентября 1664
  • Место рождения: Мюнхен, Германия
  • Дата смерти: 25 сентября 1716
  • Место смерти: Штутгарт, Германия

Биография

Иоганн Кристоф Пец был немецким композитором, инструменталистом и певцом. Его семья долгое время была связана с музыкой при церкви Святого Петра в Мюнхене, где Пец получил начальное музыкальное образование в хоровой школе, изучая одноголосное пение и полифонию. Около 1675 года он поступил в иезуитскую школу в Мюнхене, где активно участвовал в хоре и оркестре; его основными инструментами были виола и лютня. Он также принимал участие в ежегодных школьных спектаклях. Некоторое время Пец пел тенором в церкви Святого Петра, а в 1687 году стал капельмейстером там же.

Поскольку ему было запрещено внедрять более современный стиль церковной музыки, Пец в 1688 году переехал к мюнхенскому двору в качестве камерного музыканта. Курфюрст Максимилиан Эмануил поддерживал отправку перспективных композиторов за границу для учёбы, поэтому Пец с 1689 по 1692 год находился в Риме, где познакомился со стилями Арканджело Корелли, Джузеппе Карисими и его последователей.

В начале 1690-х музыкальная жизнь при мюнхенском дворе находилась в упадке, и в 1694 году Пец отправился в Бонн, чтобы реорганизовать музыкальную установу архиепископа Иосифа Клеменса, получив титул капельмейстера в 1696 году. В 1701 году, после начала войны за испанское наследство, он вернулся в Мюнхен, где музыка почти не развивалась. В 1706 году Пец стал капельмейстером при дворе Вюртемберга в Штутгарте и оставался на этом посту до самой смерти.

Творчество

Музыка Пеца сильно отражает итальянское влияние, которое он получил как во время поездки в Италию, так и благодаря контакту с другими итальянскими музыкантами в Мюнхене, особенно с Иоганном Керлем, который был одним из первых, привнёсших концертантный стиль в церковную музыку Мюнхена.

Его мессы и псалмы компактны, с небольшим повторением слов и без деления длинных частей на самостоятельные секции. В отличие от Керля, Пец редко использовал контрапункт: хоровые партии преимущественно гомофонны, но отличаются разнообразием текстур и ритмической живостью. Влияние Керля проявляется во взаимодействии соло и хора, с редкими протяжёнными соло, за исключением разделов Benedictus. Инструментальные партии просты — струнные обычно удваивают голоса или сопровождают бас в трио-текстуре. В его произведениях редко встречаются повторяющиеся темы.

Особое внимание уделено сольным кантатам из цикла Corona stellarum (Корона звёзд), где проявляется мелодический дар композитора и умение писать сопровождение для речитатива и ариозо. Предшествующие каждой кантате движения для трио-санаты демонстрируют влияние стиля Корелли на инструментальную музыку Пеца.

Произведения

Сакральные произведения

  • Prodromus optatae pacis, sive Psalmi de Dominicus e Beata Virgini in officio vespertino (Предвестник желаемого мира, или Псалмы Господни и Пресвятой Деве в вечернем богослужении), 8 голосов, 2 скрипки, альт, бас-клавесин, оп.2 (1703)
  • Jubilum missale sextuplex (Месса юбилея шести частей), 8 голосов, 2 скрипки, альт, бас-клавесин (1706)
  • Corona stellarum (Корона звёзд), сольный голос, 2 скрипки, бас-клавесин, оп.4 (1710)

Драматические произведения и кантаты

  • Il giudizio di Marforio (Суд Марфорио, камерный праздник), 1695
  • Trajano, imperator romano (Траян, римский император), 1696 (Бонн, 1699)
  • Il riso d’Apolline (Смех Аполлина, театральная серената), 1701
  • Fileno e Silvia (Филено и Сильвия, кантата)
  • Speculum vanitatis, sive Bononius; Abdolonymus christianus (Зеркало сует, или Бонниус; Христиан Абдолоним)
  • Школьные оперы (потеряны, кроме указанных):
  • In solo Deo unica quies (В едином покое только с Богом), 1684
  • Viriles constantia (Мужественная стойкость), 1686
  • Jonathus Machabaeus (Ионаф Махабей), 1686
  • Matthias e captivo rex (Матфей, пленённый царь), 1702
  • Guilelmus e Duce (Вильгельм, герцог), 1703
  • Aquitaniae Eremita (Отшельник Аквитании), 1703
  • Tamerlanes (Тамерлан), 1706

Инструментальная музыка

  • Duplex genius … 12 constans symphoniis (Двойной гений … 12 постоянных симфоний), 2 скрипки, альковиола, бас-клавесин (Аугсбург, 1696; также оп.1, 1701)
  • Sonate da camera … Several Suites of Overtures and Airs, parte I (Камерные сонаты … несколько сюит увертюр и арий, часть I), флейта/клавесин, бас-клавесин (Лондон, около 1710)
  • Соната, 2 скрипки, бас-клавесин, в Harmonia mundi (Лондон, 1707)
  • Концерт пасторальный, 2 флейты, 2 скрипки, альт, бас-клавесин

Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пеца на сайте библиотеки IMSLP