Пейер, Иоганн Баптист
1680 - 1733

Назад

Иоганн Баптист Пейер (Johann Baptist Peyer) - австрийский органист и композитор

  • Родился в 1680 году.
  • Умер 10 апреля 1733 г. - Вена.

Возможно, он получил образование в монастыре Хайлигенкройц, где другой Иоганн Баптист Пейер (1651-1726) работал главным камерарием с 1693 по 1698 год; младший (и, возможно, родственник) И.Б. Пейер был активным органистом и преподавателем музыки с 1698 года. Он работал у императрицы Элеоноры, вдовы Леопольда I, примерно с 1712 года до ее смерти в 1720 году, а затем в центральной придворной часовне под руководством Дж. Дж. Фукса. Основной дошедший до нас источник, посвященный клавишным работам Пейера (скопирован в Вене, ок.1780), вызывает значительную путаницу в отношении атрибуции. Ридель согласился с тем, что переписчик приписал прелюдию и фуги в первом сборнике Андреасу Байеру (1710-1749), придворному органисту Вюрцбурга, а во втором и третьем сборниках - Й.Б. Пейеру. В разделе 4 представлена соната из двух частей в новой итальянской манере, авторство которой приписывается просто “Sige Beÿer”. 100 пьес в сборниках 2-3 демонстрируют признаки литургических намерений (подборки под редакцией Р. Вальтера, "Зюддойче оргельмейстер бароков XIII–XIV", Альтеттинг, 1980-1981); все, кроме нескольких последних, сгруппированы в соответствии с восемью церковными тонами и названиями, такими как "Каприччио про возвышение" и “Фуга после Дона Нобис”. Но по стилю они не соответствуют общепринятому австро-немецкому стихосложению. Некоторые произведения написаны в старомодном стиле, как, например, фуга на пасхальной песне "Аллилуйя"; более значительными являются произведения, написанные в живой, современной инструментальной манере и демонстрирующие поразительно прогрессивные тенденции в текстуре, мелодическом стиле, ритмических узорах и структуре клавиш. Они создают эффект упрощенного галанта, более близкий к новой клавишной сонате, чем к барочной литургической фуге. Если бы Андреас Байер был автором всей рукописи, то фрагменты 2-3 вписались бы в логическую цепочку, охватывающую сонату из фрагмента 4. Андреас принадлежал к поколению Альберти и Паради; композитор-сонатник Платти, чьи "Сонаты для клавира", соч.1, появились еще при жизни Андреаса, активно работал при вюрцбургском дворе. Альтернативой является то, что Дж.Б. Пейер считался удивительно дальновидным индивидуалистом среди своих венских современников. Венское происхождение рукописи может быть объяснено тесными связями между дворами Вены и Вюрцбурга, в то время как упоминание в разделах 2-3 может быть ошибкой переписчика. Однако в отсутствие подтверждающих доказательств нельзя сделать однозначных выводов.

Ноты сочинений Иоганна Баптиста Пейера на сайте библиотеки IMSLP