Пойерль, Пауль
1570 - 1624
Назад
Peuerl, Paul

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пауль Пойерль был немецким композитором, органистом и строителем органов. С 1602 года он работал органистом в Хорне, Нижняя Австрия, а с 1 ноября 1609 года — в церкви при протестантской школе в Штайре, Верхняя Австрия, хотя официально был назначен туда лишь в феврале 1614 года.
Он построил или отремонтировал органы для церквей в Штайре (1613), Энсе (1615) и Хорне (1606 и 1615), а также двухмануальный инструмент для церкви цистерцианского монастыря Вильхеринг, Верхняя Австрия (1619). Ни один из этих инструментов не сохранился, но по известной спецификации последнего можно заключить, что его органы были выполнены по принципу werkprinzip. В 1625 году Пойерль вынужден был покинуть Штайр как религиозный беженец, после чего о нём больше ничего не известно.
Пойерль опубликовал четыре сборника собственных композиций, находясь в Штайре. Он известен прежде всего как создатель вариационной сюиты. Ещё предстоит исследовать предшественников этой формы, возможно включающих итальянскую лютневую музыку начала XVI века и вариации английских вирджиналистов; форму вскоре подхватили Шайн, Пош и другие.
Сюиты Пойерля состоят из четырёх танцев: падована, интрада, «танец» и галлиард. «Танец» («Däntz») является основной темой, остальные три — его вариации: падована наиболее близка к ней, а интрада и галлиард — более отдалённые. Пойерль, как и Х.Л. Хасслер, Айхингер, Шайн и другие, был одним из немногих немецких композиторов раннего барокко, создававших итальянские инструментальные канцоны. Он также первым из немцев написал (в своём сборнике 1625 года) для итальянской текстуры с двумя мелодическими инструментами и basso continuo.
В некоторой степени его песни (1613) следуют традиционным немецким адаптациям итальянских форм, таких как мадригал и баллетто, но также отсылают к придворным песням и бергрейхенам Германии XVI века.
Инструментальные и вокальные сборники:
Ноты сочинений Пауля Пойерля на сайте библиотеки IMSLP