Петрос, Пелопоннесиос
1730 - 1778

Назад

Пелопоннесиос Петрос (Peloponnesios Petros) - греческий певец, композитор и преподаватель византийской музыки

  • Родился в 1730 году.
  • Умер в 1778 году - Константинополь.

Первые уроки музыки он получил в монашеской общине в Смирне (Пападопулос). В 1764 году он отправился в Константинополь, где познакомился с известным протопсалтием собора Святой Софии Иоанном Трапезунтиосом, с которым пел в качестве второго доместика в правом хоре. Он занимал эту должность до своего назначения лампадарием (руководителем левого хора) в период с 1769 по 1773 год. Он был назначен преподавателем во вторую патриаршую музыкальную школу, основанную в 1776 году, и с этого времени за ним закрепилась репутация выдающегося педагога и композитора. Сообщается, что он также был специалистом по армянской и турецкой музыке и сочинял мелодии на основе восточного макамата. Петрос написал ряд оригинальных композиций для богослужений и литургий Греческой церкви, включая полные комплекты херувимских гимнов и песнопений для причастия во всех восьми вариантах, а также музыку для похорон, рукоположений, крещений, свадеб и т.д. Кроме того, он составлял упражнения и уроки для изучающих песнопения. Хотя его жизнь как композитора была короткой (он преждевременно умер, когда в 1778 году Константинополь охватила эпидемия чумы), он оказался самым плодовитым писателем поствизантийского периода, и его произведения включены во многие музыкальные антологии 18-го и 19-го веков. Помимо оригинальных композиций, Петрос создал множество "интерпретаций" старинных песнопений, полностью реализовав орнаментальные знаки в нематической линии ранних рукописей. Эта система была доработана его учеником Петросом Византиосом и впоследствии использовалась тремя реформаторами византийской нотации - Хрисанфом Мадитосским, Григориосом Протопсалтесом и Хурмузиосом архивариусом. В частности, одна рукопись, (конец XVIII века), содержит интерпретации Петросом произведений музыкантов XIV века Йоаннеса Гликиса и Йоаннеса Кукузелеса. Петрос Пелопоннесиос был первым, кто ввел синтомонские ("быстрые") мелодии в литургические сборники. Они были разработаны для обычных богослужений, требующих простых, незамысловатых песнопений. Изменения, внесенные им в период с 1765 по 1775 год практически во все ранние музыкальные сборники ("Анастасиматарион", "ирмологион" и "доксастарион"), быстро завоевали широкую известность; они постепенно вытеснили старые издания и переложения панагиотов Нового Хрисафея, Баласия и Германоса из Новых Патр и по-прежнему преобладают в греческом песнопении. Продолжая работу Иоаннеса Трапезунтиоса, Петрос разработал более простую и аналитическую систему написания музыкальных произведений, которая внесла свой вклад в разработку, имевшую место в начале 19 века.