Петрос, Пелопоннесиос
1730 - 1778
Назад
Petros, Peloponnesios

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Петрос Пелопоннесиос был греческим псаломщиком, композитором и педагогом византийской музыки. Первые уроки музыки он получил в монастырских общинах Смирны (современный Измир). В 1764 году он переехал в Константинополь, где сотрудничал с известным прото-псалтом собора Святой Софии Иоанном Трапезунтием, занимая должность второго доместика в правом хоре. Петрос занимал эту должность до своего повышения на пост лампадария (руководителя левого хора) в период между 1769 и 1773 годами.
В 1776 году он стал преподавателем во второй патриаршей музыкальной школе, и с этого времени его репутация как значимого учителя и композитора укрепилась. Сообщается также, что Петрос был специалистом по армянской и турецкой музыке и создавал мелодии на основе восточных макамов (maqāmāt).
Петрос внёс значительный вклад в музыкальное оформление служб и литургий Греческой церкви, включая полные циклы херувимских гимнов и причастные песнопения во всех восьми модусах, а также музыку для похорон, рукоположений, крещений, свадеб и других церемоний. Он также создавал упражнения и уроки для студентов пения.
Хотя жизнь Петроса как композитора была короткой (он умер преждевременно во время эпидемии чумы в Константинополе в 1778 году), он стал самым плодовитым автором поствизантийского периода, и его произведения вошли во многие музыкальные антологии XVIII–XIX веков.
Помимо оригинальных сочинений, Петрос создавал «интерпретации» старых мелодий, выполняя полную реализацию (exēgēsis) орнаментальных знаков в невматической линии более ранних рукописей. Эта система была далее развита его учеником Петросом Византийцем и использована тремя реформаторами византийской нотации: Хрисанфом из Мадитоса, Григориосом Протопсалтом и Хурмузиосом Архивариусом.
Петрос Пелопоннесиос первым ввёл мелодии типа syntomon («быстрые») в литургические антологии. Они предназначались для обычных служб с простыми, небогато украшенными песнопениями. Его редакции почти всех старых музыкальных книг (анастасиматарий, хейрмологий и доксастарий) между 1765 и 1775 годами быстро получили широкую известность, постепенно заменяя старые издания Панайиота Нового Хрисафеса, Баласиоса и Германа из Новой Патры, и до сих пор остаются преобладающими в греческом песнопении.
Продолжая работу Иоанна Трапезунтия, Петрос разработал более простую и аналитическую систему музыкальной записи, которая стала важным этапом в формулировании музыкальной системы начала XIX века.