Петерсен, Давид
1650 - 1737

Назад

Petersen, David

  • Дата рождения: около 1650
  • Место рождения: Любек, Германия
  • Дата смерти: до 5 мая 1737
  • Место смерти: неизвестно, за пределами Амстердама, Нидерланды

Биография

Давид Петерсен был нидерландским композитором и скрипачом немецкого происхождения. В начале своей карьеры он работал в Лунде (Швеция) вместе с Грегором Цубером (fl 1633–73), который, возможно, был его учителем и почти наверняка наставником; оба были университетскими музыкантами в начале 1670-х годов. Начиная с периода непосредственно перед 1680 годом, Петерсен находился в Амстердаме; неизвестно, работал ли он там профессионально музыкантом.

Его Speelstukken (Игровые пьесы) 1683 года — набор скрипичных сонат, созданных по образцу Scherzi (Шутки) И. И. Вальтера (1676) — считаются его главным вкладом в музыку. Возможно, Вальтер был его учителем, так как существует косвенная связь между Амстердамом и Вальтером, отражённая в его Hortulus chelicus (Хортулус челицус – «Музыкальный садик для струнных инструментов»). Петерсен посвятил Speelstukken бургомистру Амстердама и получил несколько небольших городских назначений, которые сохранял до смерти.

Петерсен также создавал многочисленные песни с бассо континуо на нидерландские тексты, в основном написанные его близким другом Абрахамом Алевайном. В 1693 году Алевайн посвятил Петерсену свою пьесу Amarillis (Амариллис) с предложением положить её на музыку, однако степень реализации этой идеи Петерсеном неизвестна; часть песен основана на текстах из пьесы.

Петерсен принадлежал к поколению нидерландских композиторов, включая Иоганнеса Шенка, Каролуса Хаккарта, Серваса де Конинка и Хендрика Андерса, которых вдохновляла немецкая, французская и итальянская музыка. Тем не менее их творчество уступило место итальянской музыке, доминировавшей в Нидерландах с примерно 1710 года.

Творчество

Петерсен писал виртуозные произведения для скрипки и бассо континуо с полифоническими пассажами, быстрыми гаммами и использованием высоких позиций. Его песни с континуо демонстрируют ясное текстовое выражение и нидерландскую поэтическую традицию. Он внес значительный вклад в развитие скрипичной техники и камерной музыки в Нидерландах своего времени.

Произведения

  • Speelstukken (Игровые пьесы, 12 сонат), скрипка, бассо континуо (Амстердам, 1683)
  • Zede- en harpgezangen (Этические и арфовые песни, 24 песни) (А. Алевайн), 1 голос, бассо континуо (Амстердам, 1694)
  • Boertige en ernstige minnezangen (Шутливые и серьёзные любовные песни, 8 континуо-песен), 1 голос, бассо континуо (Амстердам, 1705–1709)
  • Инцидентальная музыка в пьесе Andromeda (Андромеда) (Ф. Райк, по П. Корнелю), Амстердам, 1730, утеряна