Пезенти, Мартино
1600 - 1648

Назад

Мартино Пезенти (Martino Pesenti) - итальянский клавесинист и композитор

  • Родился в 1600 году - Венеция.
  • Умер в 1648 году - Венеция.

По-видимому, он всю свою жизнь прожил в Венеции, где был учеником Дж. Б. Грилло. Он был слеп от рождения, поэтому не мог участвовать в масштабных постановках, которые ставились в венецианских церквях и театрах. Вместо этого он почти полностью посвятил себя камерной музыке и приобрел множество поклонников в частном секторе общества; среди его покровителей были местные дворяне, эрцгерцог Габсбургов Леопольд и сменявшие друг друга венские послы в Венеции. Опубликованные работы Песенти включают по меньшей мере семь томов мадригалов и канцонетт, три тома арий и пять томов танцев, но только один том церковной музыки. Его стиль прост, почти аскетичен и, таким образом, похож на большую часть духовной музыки венецианских и провинциальных приходских церквей в 1610-х и 1620-х годах, когда было издано несколько указов, запрещавших витиеватое письмо и сложное сопровождение. Дуэтные текстуры большинства его работ лаконичны и, как правило, гомофоничны; помимо канона в унисоне, он допускает мало контрапунктов, в его вокальных произведениях мало мелизмов, а его сольные арии очень короткие. Больше всего его помнят за инструментальную музыку, но она удивительно схожа по стилистике с его вокальными произведениями: сюиты (балетто) и пассамеццо в некоторых его томах действительно являются танцевальными песнями, а корренты из его соч.10 могут исполняться как вокально, так и инструментально. В мадригалах Песенти бас становится все более важным. Примечательно, что в соч.11 для нескольких произведений характерны стационарные басы, в то время как другое, Cieco viato, построено на строфическом басу. В соч.16 он использовал разнообразные чаконы, пассакалию и простые басовые остинато. Основная часть его танцев - короткие и простые корренты и гальярды. Они предназначены в основном для клавесина, который может быть дополнен струнными инструментами (лютни и виола упоминаются в предисловии к соч.15). Танцы из соч.15 привлекли особое внимание, поскольку Песенти предназначал их для исполнения на клавишном инструменте с отдельными клавишами для энгармонических нот. Большинство из них представлены в двух вариантах – "диатоническом" и "хроматическом" или "энгармоническом"; последние два сводятся только к транспозициям, но часто к тональностям с многочисленными диезами или бемолями. Внутренняя музыкальная ценность этих произведений намного ниже, чем пассамеццо соч.15, в котором бас подчеркивается длинными плавными партиями. Песенти признал, что использовал тритоны, седьмые, девятые и другие диссонансы в примечании для исполнителей в своей первой книге коррентеса, и рекомендовал их за красоту (vaghezza) при условии, что темп был взят presto. Как правило, эти диссонансы возникают в виде переходящих нот в колченогих фигурах высоких частот в первой половине и низких частот во второй половине каждого произведения. И наоборот, Песенти рекомендует в своих балетах очень долгий ритм (battuta longhissima). Пример с тремя голосами в первой книге Коррентеса содержит несколько строф в двойном размере, но завершается быстрым движением в тройном размере.

Ноты сочинений Мартино Пезенти на сайте библиотеки IMSLP