Пезенти, Мартино
1600 - 1648

Назад

Pesenti, Martino

  • Дата рождения: около 1600
  • Место рождения: Венеция
  • Дата смерти: около 1648
  • Место смерти: Венеция

Биография

Мартино Пезенти был итальянским клавесинистом и композитором. Судя по всему, всю свою жизнь он провёл в Венеции, где был учеником Дж. Б. Грилло. Он родился слепым, поэтому не мог участвовать в крупных постановках, практиковавшихся в венецианских церквях и театрах. Вместо этого Пезенти полностью посвятил себя камерной музыке, приобретя большую популярность в частной сфере общества; среди его покровителей были местные дворяне, эрцгерцог Леопольд из Габсбургов и последующие венские послы в Венеции.

Пезенти опубликовал как минимум семь томов мадригалов и канцонетт, три тома арий и пять томов танцевальной музыки, но только один том духовной музыки. Его стиль прост и почти аскетичен, что схоже с духовной музыкой венецианских и провинциальных приходских церквей 1610–1620-х годов, когда были изданы несколько указов, запрещавших цветистое письмо и сложное сопровождение. Дуэтные текстуры большинства его произведений незагромождённые и обычно гомофонные; за исключением канона в унисон он почти не использует контрапункт, в вокальных произведениях мало мелизмов, а сольные арии очень коротки. Он наиболее известен как автор инструментальной музыки, которая по идиому заметно схожа с его вокальными произведениями: например, сюиты (баллеты) и пассамецци в некоторых его томах являются танцевальными песнями, а корренты из его опуса 10 могут исполняться как вокально, так и инструментально.

В мадригах Пезенти бас постепенно становится более значимым. Некоторые произведения опуса 11 характеризуются статичными басами, а другое, Cieco viato («Слепой путник»), построено на строфическом басе. В опусе 16 он использует разнообразные басы: шаконны, пассакалии и простые остинато. Большинство его танцев — короткие и простые корренты и галярды, изначально предназначенные для клавесина, который можно дополнить струнными инструментами (лютни и виолы упоминаются в предисловии к опусу 15). Танцы опуса 15 привлекли особое внимание, так как Пезенти предназначал их для исполнения на клавишном инструменте с отдельными клавишами для энгармонических нот. Большинство произведений представлено в двух версиях — «диатонической» и «хроматической» или «энгармонической». Он признавал использование тритонов, септим, нон и других диссонансов и рекомендовал их как красивые, при условии быстрого темпа исполнения.

Творчество

Пезенти создавал как светскую, так и духовную музыку. В светской сфере он писал мадригалы, канцонетты, арии, корренты, галярды и баллеты. Его инструментальные произведения часто связаны с вокальными, что проявляется в мелодической и ритмической структуре. В духовной музыке он использовал простую контрапунктовую технику, соответствующую требованиям церковной практики того времени. Его работы демонстрируют ясность структуры, чистоту голосов и мастерство импровизации в контрапункте.

Произведения

Мадригалы:

  • Il primo libro de madrigali (Первый сборник мадригалов), 2–4 голоса, бас (Венеция, ок.1619, 2/1628)
  • Il secondo libro de madrigali (Второй сборник мадригалов), утрачено
  • Il terzo libro de madrigali (Третий сборник мадригалов), 2–5 голосов, бас (клавесин/другие инструменты) (Венеция, 1628, 2/1639)
  • Il quarto libro de madrigali (Четвёртый сборник мадригалов), 2–6 голосов, некоторые концертанты с виолинами, с некоторыми канцонеттами и баллетом на тему галярды из 5 шагов с басом, опус 9 (Венеция, 1638)
  • Madrigali concertati, libro quinto, op.11 (Концертированные мадригалы, пятый том, опус 11), 2–3 голоса, бас (Венеция, 1641)
  • Capricci stravaganti e musicali pensieri, passi e mezi da cantar, canzoni, et alcuni madrigali, libro sesto, op.16 (Странные каприччи и музыкальные мысли, песни и некоторые мадригалы, шестой том, опус 16), 2–3 голоса, бас (Венеция, 1647)
  • Ultime musicali e canore fatiche (Последние музыкальные и вокальные труды), 2–3 голоса (Венеция, 1648)

Арии:

  • Arie, libro primo (Арии, первый том), утрачено
  • Arie, libro secondo (Арии, второй том), 1 голос (Венеция, 1633)
  • Arie, libro terzo (Арии, третий том), 1 голос, клавесин/гитара/другие инструменты, с канкатой в конце (Венеция, 1636)

Инструментальная музыка:

  • Il primo libro delle correnti alla francese (Первый сборник коррент по-французски), клавесин, другие инструменты (Венеция, ок.1619, 2/1635), с добавлением нескольких коррент и баллета на 3 голоса
  • Il secondo libro delle correnti alla francese (Второй сборник коррент по-французски) с некоторыми коррентами на три голоса, клавесин, другие инструменты (Венеция, 1630)
  • Correnti alla francese, balletti, gagliarde, pass’ e mezi, libro terzo, op.12 (Корренты по-французски, баллеты, галярды, пассы и меры, третий том, опус 12), клавесин, другие инструменты (Венеция, 1641)
  • Correnti, gagliarde, e balletti diatonici, trasportati parte cromatici, e parte enharmonici, libro quarto, op.15 (Корренты, галярды и диатонические баллеты, транспонированные частично хроматически, частично энгармонически, четвертый том, опус 15), клавесин, другие инструменты (Венеция, 1645/6)

Духовная музыка:

  • Missae … con sacris cantionibus (Мессы с духовными песнопениями), 1–3 голоса, бас (Венеция, 1643)
  • 1 мотет, 2 голоса, бас (1642)

Ноты сочинений Мартино Пезенти на сайте библиотеки IMSLP