Пезенти, Мартино
1600 - 1648
Назад
Pesenti, Martino

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мартино Пезенти был итальянским клавесинистом и композитором. Судя по всему, всю свою жизнь он провёл в Венеции, где был учеником Дж. Б. Грилло. Он родился слепым, поэтому не мог участвовать в крупных постановках, практиковавшихся в венецианских церквях и театрах. Вместо этого Пезенти полностью посвятил себя камерной музыке, приобретя большую популярность в частной сфере общества; среди его покровителей были местные дворяне, эрцгерцог Леопольд из Габсбургов и последующие венские послы в Венеции.
Пезенти опубликовал как минимум семь томов мадригалов и канцонетт, три тома арий и пять томов танцевальной музыки, но только один том духовной музыки. Его стиль прост и почти аскетичен, что схоже с духовной музыкой венецианских и провинциальных приходских церквей 1610–1620-х годов, когда были изданы несколько указов, запрещавших цветистое письмо и сложное сопровождение. Дуэтные текстуры большинства его произведений незагромождённые и обычно гомофонные; за исключением канона в унисон он почти не использует контрапункт, в вокальных произведениях мало мелизмов, а сольные арии очень коротки. Он наиболее известен как автор инструментальной музыки, которая по идиому заметно схожа с его вокальными произведениями: например, сюиты (баллеты) и пассамецци в некоторых его томах являются танцевальными песнями, а корренты из его опуса 10 могут исполняться как вокально, так и инструментально.
В мадригах Пезенти бас постепенно становится более значимым. Некоторые произведения опуса 11 характеризуются статичными басами, а другое, Cieco viato («Слепой путник»), построено на строфическом басе. В опусе 16 он использует разнообразные басы: шаконны, пассакалии и простые остинато. Большинство его танцев — короткие и простые корренты и галярды, изначально предназначенные для клавесина, который можно дополнить струнными инструментами (лютни и виолы упоминаются в предисловии к опусу 15). Танцы опуса 15 привлекли особое внимание, так как Пезенти предназначал их для исполнения на клавишном инструменте с отдельными клавишами для энгармонических нот. Большинство произведений представлено в двух версиях — «диатонической» и «хроматической» или «энгармонической». Он признавал использование тритонов, септим, нон и других диссонансов и рекомендовал их как красивые, при условии быстрого темпа исполнения.
Пезенти создавал как светскую, так и духовную музыку. В светской сфере он писал мадригалы, канцонетты, арии, корренты, галярды и баллеты. Его инструментальные произведения часто связаны с вокальными, что проявляется в мелодической и ритмической структуре. В духовной музыке он использовал простую контрапунктовую технику, соответствующую требованиям церковной практики того времени. Его работы демонстрируют ясность структуры, чистоту голосов и мастерство импровизации в контрапункте.
Мадригалы:
Арии:
Инструментальная музыка:
Духовная музыка:
Ноты сочинений Мартино Пезенти на сайте библиотеки IMSLP