Перти, Джакомо Антонио
1661 - 1756
Назад

Джакомо Антонио Перти (Giacomo Antonio Perti) - итальянский композитор
- Родился 6 июня 1661 г. - Болонья.
- Умер 10 апреля 1756 г. - Болонья.
В возрасте девяти лет он начал изучать музыку в Болонье у своего дяди Лоренцо Перти и Рокко Лауренти, у которых он научился азам игры на органе. Он начал изучать пение в 1670 году, а через год после этого начал изучать гуманитарные дисциплины у иезуитов в Сан-Лючии. В 1675 году он начал изучать контрапункт у своего дяди, а позже учился у Петронио Франческини. В 1678 году его первое музыкальное произведение, месса, было исполнено в церкви Святого Томазо аль Меркато; два других произведения, мотет и Магнификат (оба для восьми голосов), датируются тем же годом. В 1679 году он написал свою первую оперную музыку – третий акт "Атиды" и ораторию "Серафия". В 1680 году он написал мессу речитативом с двумя трубами (по утверждению Мартини, первую в своем роде), которая была исполнена в Сан-Сигизмондо. В 1681 году он был принят в качестве композитора в Филармоническую академию, где он был принцепсом в 1687, 1693, 1697, 1705 и 1719 годах, когда его сделали “вечным отличником”. Несколько месяцев спустя он отправился в Парму для дальнейшего изучения контрапунктики у Джузеппе Корсо (по прозвищу Челано). Здесь, как явствует из шестилетней переписки с Челано, он окончательно сформировал свой стиль церковной музыки, особенно в стиле согласованных месс и псалмов 1680-х и 1690-х годов. В 1688 году он опубликовал свой первый опус "Cantate morali e spirituali", посвятив его императору Леопольду I, который в конце концов наградил его драгоценной золотой цепью. В следующем году он был в Венеции, вероятно, в связи с постановкой своей оперы "Розаура", и там подал заявление на вакантную должность заместителя капельмейстера капеллы Сан-Петронио. Ему не удалось добиться успеха, возможно, из-за влияния Дж.П. Колонна, маэстро капеллы (во время знаменитого спора о 5-й партии Корелли Перти встал на сторону Корелли против Колонны). В 1690 году Перти был избран преемником своего дяди Лоренцо на посту маэстро капеллы собора Святого Пьетро. В 1696 году его пригласили стать маэстро капеллы Сан-Петронио, где он провел остаток своей жизни, за исключением нескольких коротких поездок во Флоренцию, Рим (1703 и 1747) и Неаполь (1703). Одновременно он занимал аналогичные посты в Сан-Доменико (1704-1755, Дж.М. Альберти замещал его с 1734) и Мадонне ди Галлиера (1706-1750). По словам Мартини, в 1697 году ему предложили должность при дворе императора Леопольда I в качестве преемника Антонио Драги, но других сведений об этом нет. Из-за финансовых трудностей в Сан-Петронио Перти начал свою карьеру без постоянной группы музыкантов. До февраля 1701 года музыкантов нанимали только для проведения торжественных мероприятий. Однако с восстановлением музыкальной капеллы в ее состав вновь вошли 24 штатных музыканта. В 1718 и 1719 годах для проведения торжественных мероприятий (особенно престольного праздника 4 октября) количество музыкантов увеличилось до 153 человек. В 1723 году штатная группа насчитывала 36 человек, что было самым высоким показателем за время правления Перти. Перти пользовался значительной известностью и благосклонностью нескольких важных персон, включая Фердинандо III Медичи, для которого он писал церковную музыку и оперы, поставленные в Пратолино, и императора Карла VI, которому он посвятил свое сочинение. В 1740 году император назначил его королевским советником. Его переписка свидетельствует о давних отношениях с герцогиней Авророй Сансеверино из Пьедимонте д'Алифе, которая происходила из болонской семьи; он регулярно присылал ей свои композиции для использования при дворе. Его переписка также свидетельствует о том, что он пользовался большим уважением Фукса, Кальдары, Паскуини, Корелли и других влиятельных музыкантов. Падре Мартини высоко ценил его и включил шесть образцов его контрапунктической музыки в свой сборник произведений Оссии Саджио для создания контрапунктов (1774-1775). Среди учеников Перти были Торелли, Габриэлли, Пистокки, Альдровандини, П.П. Лауренти, Г.Б. Мартини и Ф.О. Манфредини.
Для музыкантов из S Petronio (о которых говорилось выше) Перти написал мессы (состоящие только из Kyrie и Gloria, с несколькими отдельными настройками Credo), мотеты, псалмы, гимны, антифоны и магнификаты, а также инструментальную музыку, предназначенную для литургии. Большинство из них - праздничные произведения в стиле контрапункта в стиле Болоньезе, в которых помимо сольных голосов и хоров используются струнные, а иногда трубы и другие инструменты-облигато. Есть также произведения в строгом стиле а капелла или с простым басовым сопровождением. По словам Гаспари, Мартини разделил священные произведения Перти на две половины: одна была оставлена святому Петронио, большая часть которых сохранилась до наших дней, и другая - Святой Лючии, большая часть которой утрачена. Многие из дошедших до нас работ написаны рукой Перти или находятся в рукописях, которые он тщательно исправил. Во многих случаях сохранились не только партитуры, но и отдельные части, которые раскрывают интересные практики continuo и правки, сделанные самим Перти и другими. Большая группа отдельных версетти, предназначенных для замены частей мессы, демонстрирует приспособленность мессы к мероприятиям различной степени пышности. Они, и особенно мотеты и псалмы, раскрывают Перти как вокального композитора высокого уровня, в совершенстве владеющего своим мастерством. Он сам признавал, что Луиджи Росси, Кариссими и Кести вдохновили его на создание мелодического стиля. Подобные качества очевидны в его операх, ораториях и сольных кантатах, которые характеризуются мелодической изобретательностью, разнообразием форм, использованием согласованных сольных инструментов (особенно трубы и виолончели) и диалогами между голосами и инструментами с самостоятельным мелодическим материалом. Он задумал трактат о контрапункте в качестве своего сочинения №3, но оно так и не было завершено. Его целью, как указано в предисловии, было "продемонстрировать с максимально возможной краткостью и ясностью способ применения всех принципов музыки в современном стиле": это утверждение указывает на характерную для него способность адаптировать свои хорошо зарекомендовавшие себя музыкальные навыки к изменениям стиля, произошедшим за его долгую творческую жизнь.
Ноты сочинений Джакомо Антонио Перти на сайте библиотеки IMSLP