Перти, Джакомо Антонио
1661 - 1756

Назад

Perti, Giacomo Antonio

  • Дата рождения: 6 июня 1661
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 10 апреля 1756
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Джакомо Антонио Перти был итальянским композитором. В течение шестидесяти лет он занимал должность maestro di cappella в Сан-Петронио, Болонья, и достиг известности как композитор духовной музыки, оперы и оратории, а также как учитель: среди его учеников были такие выдающиеся музыканты, как Джузеппе Торелли и Дж. Б. Мартини.

В возрасте девяти лет он начал изучать музыку в Болонье со своим дядей Лоренцо Перти и с Рокко Лауренти, у которого он учился основам игры на органе. В 1670 году он начал изучать пение, а год спустя занялся гуманистическими науками у иезуитов в Санта-Лючия. В 1675 году он начал изучение контрапункта у своего дяди, а позднее у Петронио Франческини. В 1678 году его первая музыка была исполнена — месса в Сан-Томазо-аль-Меркато; два других сочинения, мотет и Magnificat (оба для восьми голосов), относятся к тому же году. В 1679 году он написал свою первую оперную музыку — третий акт Atide (“Атид”) — и ораторию S Serafia (“Святая Серафия”). В 1680 году он написал Messa in re con due trombe (“Месса ре мажор с двумя трубами”), которую Мартини считал первой в своём роде, и которая была исполнена в Сан-Сиджизмондо. В 1681 году он был принят как композитор в Академию Филармоника, где был principe в 1687, 1693, 1697, 1705 и 1719 годах, когда он был сделан diffinitore perpetuo. Несколько месяцев спустя он отправился в Парму для дальнейшего изучения контрапункта с Джузеппе Корсо (по прозвищу Челано). Здесь, как ясно из шестилетней переписки с Челано, он окончательно сформировал свой стиль церковной музыки, особенно концертных месс и псалмов 1680–1690-х годов. В 1688 году он издал свой первый опус Cantate morali e spirituali (“Моральные и духовные кантаты”), посвятив его императору Леопольду I, который в конце концов наградил его драгоценной золотой цепью. В следующем году он был в Венеции, вероятно, для постановки своей оперы La Rosaura (“Розаура”), и оттуда он подал заявление на вакантную должность вице-капельмейстера Сан-Петронио. Он потерпел неудачу, возможно, из-за влияния Дж. П. Колонны, maestro di cappella (во время известного спора о последовательных квинтах у Корелли Перти встал на сторону Корелли против Колонны).

Перти был избран преемником своего дяди Лоренцо на должность maestro di cappella собора Сан-Пьетро в 1690 году. В 1696 году он был приглашён оттуда на должность maestro di cappella в Сан-Петронио, где он провёл остаток своей жизни, за исключением нескольких коротких путешествий во Флоренцию, Рим (1703 и 1747) и Неаполь (1703). Одновременно он занимал аналогичные должности в Сан-Доменико (1704–1755, где Дж. М. Альберти исполнял обязанности за него с 1734 года) и в Мадонна ди Галльера (1706–1750). По словам Мартини, ему предлагали должность при дворе императора Леопольда I в 1697 году на смену Антонио Драги, но других свидетельств этому нет. Из-за финансовых трудностей в Сан-Петронио Перти начал свою карьеру там без постоянной группы музыкантов. До февраля 1701 года музыканты нанимались только для необходимых торжественных случаев. Однако с восстановлением cappella musicale группа была возобновлена с 24 постоянными музыкантами. Для торжественных событий (особенно на праздник покровителя 4 октября) она увеличивалась до 153 человек в 1718 и 1719 годах. В 1723 году регулярная группа насчитывала 36 человек, что было наибольшим числом за время службы Перти.

Перти пользовался значительной славой и благоволением со стороны нескольких важных персон, включая Фердинандо III Медичи, для которого он писал церковную музыку и оперы, ставившиеся в Пратолино, и императора Карла VI, которому он посвятил свой опус 2. В 1740 году император сделал его королевским советником. Его переписка раскрывает долгие отношения с герцогиней Ауророй Сансеверино из Пьемонте д’Алифе, происходившей из болонской семьи; он регулярно посылал ей сочинения для использования при её дворе. Его переписка также показывает, что он пользовался большим уважением у Фукса, Кальдары, Паскуини, Корелли и других влиятельных музыкантов. Падре Мартини высоко ценил его и включил шесть образцов его контрапунктической музыки в свой Esemplare ossia Saggio fondamentale pratico di contrappunto (“Пример, или Основное практическое исследование контрапункта”, 1774–1775). Среди учеников Перти были Торелли, Габриэлли, Пистокки, Альдровандини, П. П. Лауренти, Дж. Б. Мартини и Ф. О. Манфредини.

Творчество

Для музыкантов Сан-Петронио (описанных выше) Перти написал мессы (состоящие только из Kyrie и Gloria, с несколькими отдельными сочинениями Credo), мотеты, псалмы, гимны, антифоны и сочинения Magnificat, а также инструментальную музыку, предназначенную для литургии. Большинство из них — это торжественные произведения в болонском стиле контрапункта, требующие участия струнных инструментов и иногда труб и других облигатных инструментов, в дополнение к сольным голосам и хору. Существуют также сочинения в строгом стиле a cappella или с простым сопровождением basso continuo.

Согласно Гаспари, Мартини разделил духовные произведения Перти на две части: одна осталась в Сан-Петронио (большая часть сохранилась), а другая — в Санта-Лючия (большая часть утрачена). Многие из сохранившихся сочинений написаны рукой самого Перти или в рукописях, которые он тщательно исправлял. Во многих случаях сохранились не только партитуры, но и партии, которые раскрывают интересные практики continuo и исправления, внесённые самим Перти и другими.

Большая группа отдельных versetti, предназначенных для замены разделов месс, показывает приспособляемость месс к случаям различной степени торжественности. Они, а особенно мотеты и псалмы, раскрывают Перти как вокального композитора значительного мастерства, полностью владеющего своим искусством. Сам он признавал, что Луиджи Росси, Кариссими и Чести вдохновляли его мелодический стиль. Подобные качества очевидны и в его операх, ораториях и сольных кантатах, которые характеризуются мелодическим изобретательством, разнообразием форм, использованием концертирующих сольных инструментов (особенно трубы и виолончели) и диалогами между голосами и инструментами с самостоятельным мелодическим материалом.

Он задумывал трактат о контрапункте как свой op.3, но он так и не был завершён. Его цель, заявленная во вступлении, заключалась в том, «чтобы показать с наибольшей краткостью и ясностью возможной способ применения всех принципов музыки к современному стилю». Это утверждение указывает на его характерную способность адаптировать свои основательные музыкальные навыки к изменениям стиля, происходившим в течение его долгой творческой жизни.

Произведения

Оперы

  • Atide [третий акт] (“Атид”), Болонья, Formagliari, 23 июня 1679.
  • Marzio Coriolano (“Марцио Кориолан”), Венеция, SS Giovanni e Paolo, 20 января 1683.
  • Oreste in Argo (“Орест в Арго”), Модена, 1685.
  • L’incoronazione di Dario (“Коронация Дария”), Болонья, Malvezzi, 13 января 1686.
  • La Flavia (“Флавия”), Болонья, Malvezzi, 16 февраля 1686.
  • La Rosaura (“Розаура”), Венеция, S Angelo, 1689.
  • Dionisio Siracusano (“Дионсий Сиракузский”), Парма, Ducale, 1689.
  • Brenno in Efeso (“Бренн в Эфесе”), Венеция, S Salvatore, 1690.
  • Il Pompeo (“Помпей”), Генуя, Falcone, 1691.
  • L’inganno scoperto per vendetta (“Обман раскрыт ради мести”), Генуя, Falcone, 1691.
  • Furio Camillo (“Фурий Камилло”), Венеция, S Salvatore, 1692.
  • Nerone fatto cesare [Nerone infante] (“Нерон сделан кесарем [Нерон-младенец]”), Венеция, S Salvatore, 1693; синфония — Джузеппе Торелли.
  • La forza della virtù (“Сила добродетели”), Болонья, Malvezzi, 25 мая 1694.
  • Laodicea e Berenice (“Лаодикея и Береника”), Венеция, S Salvatore, 26 декабря 1694; позднее переработана как L’inganno trionfante in amore (“Обман, торжествующий в любви”).
  • Penelope la casta (“Пенелопа целомудренная”), Рим, Tordinona, 25 января 1696.
  • Fausta restituita all’impero (“Фауста возвращена империи”), Рим, Tordinona, 19 января 1697.
  • ?Perseo (“Персей”), Болонья, 1697, совместная работа.
  • Apollo geloso (“Ревнивый Аполлон”), Болонья, Formagliari, 16 августа 1698.
  • La prosperità di Elio Sejano (“Процветание Элия Сеяна”), Милан, Ducale, 1699.
  • Ariovisto [акт 1] (“Ариовист”), Милан, Ducale, сентябрь 1699.
  • Lucio vero [акты 2 и 3] (“Луций Верус”), Болонья, 1700.
  • Astianatte (“Астианакт”), Флоренция, Пратолино, 1701; синфония — Джузеппе Торелли.
  • Dionisio rè di Portogallo (“Дионсий, король Португалии”), Флоренция, Пратолино, сентябрь 1707.
  • Il Venceslao, ossia Il fratricida innocente (“Венцеслав, или невинный убийца брата”), Болонья, Malvezzi, 19 мая 1708.
  • Ginevra principessa di Scozia (“Джиневра, принцесса Шотландии”), Флоренция, Пратолино, осень 1708.
  • Berenice regina d’Egitto (“Береника, королева Египта”), Флоренция, Пратолино, сентябрь 1709.
  • Demetrio (“Деметрий”), Флоренция, Пратолино, 1709.
  • Il riso nato tra il pianto (“Смех, рожденный из слез”), Болонья, 11 февраля 1710, совместная работа.
  • Rodelinda regina de’ Longobardi (“Роделинда, королева лангобардов”), Флоренция, Пратолино, осень 1710.
  • Faramondo (“Фарамондо”), Болонья, 1710.
  • Il più fedele tra i vassalli (“Самый верный из вассалов”), Болонья, 1710, совместная работа.
  • Il Cortegiano (“Придворный”), Палестрина, 1739, только пролог.
  • Foca (“Фока”), Мюнхен.
  • Rosinda ed Emireno (“Розинда и Эмирено”), никогда не исполнялась.

Оратории

  • S Serafia [I due gigli porporati nel martirio de S Serafia e S Sabina] (“Святая Серафия [Два пурпурных лилии в мученичестве Св. Серафии и Св. Сабины]”), Болонья, 23 февраля 1679.
  • Abramo [Abramo vincitore; Agar; Agare scacciata; Sara] (“Авраам [Авраам победитель; Агарь; Изгнанная Агарь; Сара]”), Болонья, 10 декабря 1683.
  • Mosè (“Моисей”), Модена, 1685.
  • Oratorio della Passione [Gesù al Sepolcro] (“Оратория Страсти [Иисус у Гроба]”), Болонья, 1685.
  • La Beata Imelde Lambertini (“Блаженная Имельда Ламбертини”), Болонья, конец марта 1686.
  • La passione di Cristo [Oratorio sopra la passione del Redentore; Affetti di compassione alla morte del Redentore] (“Страсти Христовы [Оратория о Страстях Искупителя; Чувства сострадания при смерти Искупителя]”), Болонья, 1694.
  • S Galgano (“Святой Гальгано”), Болонья, 1694.
  • Cristo al limbo (“Христос в лимбе”), Болонья, 28 марта 1696.
  • La morte del giusto overo Il transito di S Giuseppe (“Смерть праведника или Переход Святого Иосифа”), Венеция, около 1700, утрачено.
  • La sepoltura di Cristo (“Погребение Христа”), Болонья, 21 марта 1704.
  • S Petronio (“Святой Петронио”), Болонья, 17 марта 1720.
  • La passione del Redentore (“Страсти Искупителя”), Болонья, 11 апреля 1721.
  • L’amor divino [I conforti di Maria Vergine] (“Божественная любовь [Утешения Девы Марии]”), Болонья, 26 марта 1723.
  • La nascita del Signore (“Рождество Господне”).
  • Il figlio prodigo (“Блудный сын”).

Пастиччо-оратории

  • La morte delusa (“Обманутая смерть”), Милан, 1703, утрачено.
  • I trionfi di Giosuè [Giosuè in Gabaon] (“Триумфы Иисуса [Иисус в Гаваоне]”), Флоренция, 1704.
  • ?8 других ораторий.
  • Profetia à 8 (“Пророчество на 8 голосов”).
  • Profetia di Nabucodonosor (“Пророчество о Навуходоносоре”).

Духовная вокальная музыка

  • Messa e salmi concertati, 4 голоса, инструменты, хор, опус 2 (Болонья, 1735).
  • 7 канцонетт in aria marmoresca sopra le 7 principali feste di Nostra Signora (“в мраморной арии на 7 главных праздников Пресвятой Богородицы”), Болонья, 1780.
  • 28 месс, 1 голос, хор, basso continuo, инструменты [только Kyrie и Gloria]; 11 Credo, 1 голос, хор, basso continuo, инструменты.
  • Около 120 псалмов, гимнов, песнопений, соло-голосов, хоров, basso continuo, инструментов.
  • 54 мотета, соло-голоса, хор, basso continuo, инструменты.
  • 83 версетти; прочие духовные сочинения.
  • 1 мотет, 2 скрипки, basso continuo, 1695.

Светская вокальная музыка

  • Cantate morali e spirituali, 1–2 голоса, скрипка, опус 1 (Болонья, 1688).
  • 93 кантаты (диалоги, серенады, академии), соло-голоса, basso continuo; 49 кантат, соло-голоса, basso continuo, инструменты; 30 арий.

Инструментальная музыка

  • Соната ре, в сборнике Sonate per camera a violino e violoncello di vari autori (“Сонаты для скрипки и виолончели различных авторов”), Болонья, около 1700.
  • 15 симфоний перед мессой; 2 симфонии перед прологом; 2 симфонии перед ораторией; 3 симфонии.
  • 1 соната à 4.
  • 3 адаптации концертов или сонат Джузеппе Торелли.

Ноты сочинений Джакомо Антонио Перти на сайте библиотеки IMSLP