Перти, Джакомо Антонио
1661 - 1756
Назад
Perti, Giacomo Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джакомо Антонио Перти был итальянским композитором. В течение шестидесяти лет он занимал должность maestro di cappella в Сан-Петронио, Болонья, и достиг известности как композитор духовной музыки, оперы и оратории, а также как учитель: среди его учеников были такие выдающиеся музыканты, как Джузеппе Торелли и Дж. Б. Мартини.
В возрасте девяти лет он начал изучать музыку в Болонье со своим дядей Лоренцо Перти и с Рокко Лауренти, у которого он учился основам игры на органе. В 1670 году он начал изучать пение, а год спустя занялся гуманистическими науками у иезуитов в Санта-Лючия. В 1675 году он начал изучение контрапункта у своего дяди, а позднее у Петронио Франческини. В 1678 году его первая музыка была исполнена — месса в Сан-Томазо-аль-Меркато; два других сочинения, мотет и Magnificat (оба для восьми голосов), относятся к тому же году. В 1679 году он написал свою первую оперную музыку — третий акт Atide (“Атид”) — и ораторию S Serafia (“Святая Серафия”). В 1680 году он написал Messa in re con due trombe (“Месса ре мажор с двумя трубами”), которую Мартини считал первой в своём роде, и которая была исполнена в Сан-Сиджизмондо. В 1681 году он был принят как композитор в Академию Филармоника, где был principe в 1687, 1693, 1697, 1705 и 1719 годах, когда он был сделан diffinitore perpetuo. Несколько месяцев спустя он отправился в Парму для дальнейшего изучения контрапункта с Джузеппе Корсо (по прозвищу Челано). Здесь, как ясно из шестилетней переписки с Челано, он окончательно сформировал свой стиль церковной музыки, особенно концертных месс и псалмов 1680–1690-х годов. В 1688 году он издал свой первый опус Cantate morali e spirituali (“Моральные и духовные кантаты”), посвятив его императору Леопольду I, который в конце концов наградил его драгоценной золотой цепью. В следующем году он был в Венеции, вероятно, для постановки своей оперы La Rosaura (“Розаура”), и оттуда он подал заявление на вакантную должность вице-капельмейстера Сан-Петронио. Он потерпел неудачу, возможно, из-за влияния Дж. П. Колонны, maestro di cappella (во время известного спора о последовательных квинтах у Корелли Перти встал на сторону Корелли против Колонны).
Перти был избран преемником своего дяди Лоренцо на должность maestro di cappella собора Сан-Пьетро в 1690 году. В 1696 году он был приглашён оттуда на должность maestro di cappella в Сан-Петронио, где он провёл остаток своей жизни, за исключением нескольких коротких путешествий во Флоренцию, Рим (1703 и 1747) и Неаполь (1703). Одновременно он занимал аналогичные должности в Сан-Доменико (1704–1755, где Дж. М. Альберти исполнял обязанности за него с 1734 года) и в Мадонна ди Галльера (1706–1750). По словам Мартини, ему предлагали должность при дворе императора Леопольда I в 1697 году на смену Антонио Драги, но других свидетельств этому нет. Из-за финансовых трудностей в Сан-Петронио Перти начал свою карьеру там без постоянной группы музыкантов. До февраля 1701 года музыканты нанимались только для необходимых торжественных случаев. Однако с восстановлением cappella musicale группа была возобновлена с 24 постоянными музыкантами. Для торжественных событий (особенно на праздник покровителя 4 октября) она увеличивалась до 153 человек в 1718 и 1719 годах. В 1723 году регулярная группа насчитывала 36 человек, что было наибольшим числом за время службы Перти.
Перти пользовался значительной славой и благоволением со стороны нескольких важных персон, включая Фердинандо III Медичи, для которого он писал церковную музыку и оперы, ставившиеся в Пратолино, и императора Карла VI, которому он посвятил свой опус 2. В 1740 году император сделал его королевским советником. Его переписка раскрывает долгие отношения с герцогиней Ауророй Сансеверино из Пьемонте д’Алифе, происходившей из болонской семьи; он регулярно посылал ей сочинения для использования при её дворе. Его переписка также показывает, что он пользовался большим уважением у Фукса, Кальдары, Паскуини, Корелли и других влиятельных музыкантов. Падре Мартини высоко ценил его и включил шесть образцов его контрапунктической музыки в свой Esemplare ossia Saggio fondamentale pratico di contrappunto (“Пример, или Основное практическое исследование контрапункта”, 1774–1775). Среди учеников Перти были Торелли, Габриэлли, Пистокки, Альдровандини, П. П. Лауренти, Дж. Б. Мартини и Ф. О. Манфредини.
Для музыкантов Сан-Петронио (описанных выше) Перти написал мессы (состоящие только из Kyrie и Gloria, с несколькими отдельными сочинениями Credo), мотеты, псалмы, гимны, антифоны и сочинения Magnificat, а также инструментальную музыку, предназначенную для литургии. Большинство из них — это торжественные произведения в болонском стиле контрапункта, требующие участия струнных инструментов и иногда труб и других облигатных инструментов, в дополнение к сольным голосам и хору. Существуют также сочинения в строгом стиле a cappella или с простым сопровождением basso continuo.
Согласно Гаспари, Мартини разделил духовные произведения Перти на две части: одна осталась в Сан-Петронио (большая часть сохранилась), а другая — в Санта-Лючия (большая часть утрачена). Многие из сохранившихся сочинений написаны рукой самого Перти или в рукописях, которые он тщательно исправлял. Во многих случаях сохранились не только партитуры, но и партии, которые раскрывают интересные практики continuo и исправления, внесённые самим Перти и другими.
Большая группа отдельных versetti, предназначенных для замены разделов месс, показывает приспособляемость месс к случаям различной степени торжественности. Они, а особенно мотеты и псалмы, раскрывают Перти как вокального композитора значительного мастерства, полностью владеющего своим искусством. Сам он признавал, что Луиджи Росси, Кариссими и Чести вдохновляли его мелодический стиль. Подобные качества очевидны и в его операх, ораториях и сольных кантатах, которые характеризуются мелодическим изобретательством, разнообразием форм, использованием концертирующих сольных инструментов (особенно трубы и виолончели) и диалогами между голосами и инструментами с самостоятельным мелодическим материалом.
Он задумывал трактат о контрапункте как свой op.3, но он так и не был завершён. Его цель, заявленная во вступлении, заключалась в том, «чтобы показать с наибольшей краткостью и ясностью возможной способ применения всех принципов музыки к современному стилю». Это утверждение указывает на его характерную способность адаптировать свои основательные музыкальные навыки к изменениям стиля, происходившим в течение его долгой творческой жизни.
Оперы
Оратории
Пастиччо-оратории
Духовная вокальная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Джакомо Антонио Перти на сайте библиотеки IMSLP