Перрен, Пьер
1620 - 1675

Назад

Пьер Перрен (Pierre Perrin) - французский поэт, либреттист

  • Родился в 1620 году - Лион.
  • Умер в 1675 году - Париж.

Соавтор, вместе с Робером Камбером, французской оперы. Он активно работал в Париже примерно с 1645 года. В 1653 году он женился на мадам Ла Барруар, 61-летней вдове, которая заняла крупную сумму, чтобы помочь ему купить должность представителя послов при дворе Гастона Орлеанского. Брак был расторгнут, и вскоре после этого она умерла, оставив Перрена с долгами на большую часть его оставшейся жизни. Самые ранние лирические стихи Перрена относятся к середине 1650-х годов, когда он начал снабжать придворных композиторов текстами для песен, диалогов, мотетов и других произведений. В 1659 году он сотрудничал с Камбером над "Пасторалью", простым пятиактным сценическим произведением, впервые представленным в Исси и впоследствии представленным перед королем, королевой и кардиналом Мазарини. Перрен, находившийся в то время в тюрьме, рассказал об этих событиях и изложил свои теории о народной опере в письме кардиналу делла Ровере (1659; опубликовано в "Произведениях поэзии", Париж, 1661; перевод с английского), с которым он познакомился при дворе Гастона. По предложению Мазарини последовала вторая пастораль: "Ариана, или свадьба Бахуса", либретто которой Перрен написал к свадьбе Людовика XIV и инфанты Испанской. Это произведение репетировалось публично (ок.1660–1661), но было оттеснено на второй план импортированными итальянскими операми и никогда официально не исполнялось. Третье либретто ("Смерть Адониса"), положенное на музыку Ж.-Б. Боэссе, также осталось неосуществленным, хотя отдельные фрагменты были исполнены перед королем. После смерти Гастона (1660) и Мазарини (1661) Перрен отошел от лирической драмы и начал писать мотеты и возвышения для королевской капеллы. Некоторые из его текстов на латыни были переведены су-мэтрами де ла Шапель, в частности, Дю Монтом, Экспилли и Гобером, и были опубликованы четыре тома его священных стихов. Он также предоставил Боэссе светские тексты для королевского камерного концерта. Перрен, однако, все еще лелеял надежду основать национальную оперу, и примерно в 1666 году он отправил Жану Батисту Кольберу, королевскому министру, большое рукописное собрание своих лирических произведений “Сборник музыкальных обещаний”, в предисловии к которой он изложил свои оперные теории и, умело используя национальное тщеславие, предложил королю развивать французскую форму оперы. Он был вознагражден 28 июня 1669 года, когда Людовик XIV даровал ему 12-летнюю привилегию основать “Академию оперы” во Франции. Перрен и Камбер возобновили сотрудничество и взяли на работу механика маркиза де Сурдеака и богатого финансиста сьера де Шамперона в качестве своих бизнес-менеджеров. Первое производство компании, Pomone, было открыто 3 марта 1671 года. Позже она стала первой настоящей французской оперой, в ней было много балета, зрелищ и оборудования; она была поставлена в 146 постановках и принесла бы солидную прибыль Перрену и Камберу, если бы не недобросовестные действия Сурдеака и Шамперона, которые присваивали большую часть выручки. В июне 1671 года Перрен снова оказался в тюрьме за неплатежеспособность и вскоре после этого начал распродавать права на свою привилегию. К началу 1672 года большая часть прав перешла к композитору Саблиеру и его либреттисту Гишару; несмотря на это, в академиях шла постановка второй оперы Камбера и строились планы по созданию третьего произведения, скорее всего, переработанной версии "Арианы". 13 марта 1672 года Люлли посетил Перрена в тюрьме и убедил его отказаться от всех привилегий; взамен Перрен получил пенсию и достаточно денег, чтобы погасить свои непогашенные долги. Разгорелся спор из-за права собственности на эту привилегию, но Люлли, поддержанный Людовиком XIV, в конце концов получил контроль над монополией. Хотя Перрен был избавлен от финансовых проблем, его театральная карьера закончилась. Концепция оперы Перрена была тесно связана с пасторальной пьесой и, в отличие от итальянской оперы, опиралась на простой сюжет, больше заботясь о передаче эмоций посредством сочетания слов и музыки, чем о развитии драматической интриги. В истинно французских театральных традициях его либретто включали балеты, зрелищные постановки и сложные механические эффекты; он также создал панегирические прологи в честь Людовика XIV. Тем не менее, его поэзия подверглась резкой критике и даже осмеянию, что заставило его защищать свой театральный стиль в предисловии к либретто "Помоны" (Париж, 1671) и свой священный стиль в предисловии к "Кантике про королевскую капеллу" (Париж, 1665). Отрывки из "Помоне", в частности, вызвали негативные комментарии; его неклассическое использование комических эпизодов, легких рифм, приземленного языка и будничных визуальных образов, похоже, оскорбило многих слушателей и, возможно, привело к критике Сент-Эвремона за то, что "люди слушали музыку с восторгом, а слова - с отвращением". Подобные мнения, наряду с плохой оценкой характера Перрена и отсутствием деловой хватки, как правило, затмевают как важность его вклада в развитие французской оперы, так и научную ценность его теоретических работ.