Перрен, Пьер
1620 - 1675

Назад

Perrin, Pierre

  • Дата рождения: около 1620
  • Место рождения: Лион, Франция
  • Дата смерти: 25 апреля 1675
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Пьер Перрен, французский поэт, либреттист и теоретик оперы, один из создателей национальной французской оперы (в сотрудничестве с Робером Камбером), известный как “l’abbé Perrin” (аббат Перрен), родился около 1620 года в Лионе. Он начал свою литературную деятельность в Париже примерно с середины 1640-х годов.

В 1653 году Перрен женился на мадам Ля Барруа, вдове шестидесяти одного года, которая заняла значительные суммы, чтобы помочь ему приобрести должность introduteur des ambassadeurs (приёмщик послов) при дворе Гастона д’Орлеана. Однако брак был аннулирован, и вскоре жена умерла, оставив Перрена в долгах, которые сопровождали его почти всю жизнь.

В середине 1650-х годов появились первые лирические стихотворения Перрена, которые он писал для придворных композиторов: тексты для песен, диалогов, мотетов и других произведений. В 1659 году он вместе с Камбером создал La Pastorale d’Issy (“Пастораль д’Исси”), простую пятиактную пастораль, впервые исполненную в Исси, а затем перед королём, королевой и кардиналом Мазарини. В том же году, находясь в тюрьме, Перрен изложил свои взгляды на народную оперу в письме к кардиналу Делла Ровере, опубликованном в сборнике Les œuvres de poésie (Париж, 1661).

По предложению Мазарини он написал вторую пастораль — Ariane, ou Le mariage de Bacchus (“Ариана, или Свадьба Вакха”), посвящённую свадьбе Людовика XIV и инфанты Испании. Хотя произведение было репетировано и частично исполнено около 1660–1661 годов, оно не было официально поставлено из-за конкуренции с итальянскими операми. Ещё одно либретто, La Mort d’Adonis (“Смерть Адониса”), положенное на музыку Ж. Б. Буссе, также не было полноценно поставлено, хотя отдельные части исполнялись перед королём.

После смерти Гастона д’Орлеана (1660) и кардинала Мазарини (1661) Перрен обратился к созданию религиозных текстов. Он писал мотеты и «Elevations» для королевской капеллы; его латинские тексты использовали придворные капельмейстеры Дю Мон, Экспилли и Гобер. Было опубликовано четыре тома его духовной поэзии. Он также писал светские тексты для Ж. Б. Буссе, предназначенные для камерных концертов королевы.

Около 1666 года Перрен представил министру Жану-Батисту Кольберу рукопись Recueil de paroles de musique, где в предисловии изложил свои идеи об опере и предложил создать французскую национальную оперу. 28 июня 1669 года король Людовик XIV даровал ему двенадцатилетнюю привилегию на создание «Académies d’Opéra» во Франции. Перрен и Камбер вновь объединились, привлекли машиниста маркиза де Сурдеака и богатого финансиста Шамперона.

Первое постановление компании, Pomone, состоялось 3 марта 1671 года. Эта опера считается первым подлинным французским оперным произведением, она включала балеты, зрелищные сцены и использование театральных машин. Спектакль имел большой успех и выдержал 146 представлений. Однако прибыль была присвоена Сурдеаком и Шампероном, а Перрен вновь оказался в тюрьме за долги в июне 1671 года.

В 1672 году права на привилегию постепенно перешли другим лицам. 13 марта 1672 года Жан-Батист Люлли встретился с Перреном в тюрьме и убедил его окончательно уступить все права на оперу в обмен на пенсию и выплату долгов. После этого театральная карьера Перрена завершилась.

Он умер в Париже и был похоронен 26 апреля 1675 года.

Творчество

Перрен был одним из первых, кто попытался создать национальную французскую оперу, противопоставив её итальянской. Его понимание оперы было близко к пасторальной драме: он предпочитал простые сюжеты, сосредоточенные на выражении чувств через сочетание слов и музыки, а не на сложных интригах.

В традиции французского театра Перрен включал в либретто балеты, зрелищные сцены, использование театральных машин, а также панегирические прологи в честь Людовика XIV.

Тем не менее его поэтический стиль подвергался критике современников. Ему вменяли вину за простые рифмы, заимствование грубых образов и использование обыденной речи. Сен-Эвремон писал, что «люди слушали музыку с наслаждением, но слова — с отвращением». Эта критика, а также неудачи в делах и отсутствие деловой хватки, заслонили историческое значение его роли в развитии французской оперы и ценность его теоретических работ.

Произведения

  • La Pastorale d’Issy (“Пастораль д’Исси”), 1659
  • Ariane, ou Le mariage de Bacchus (“Ариана, или Свадьба Вакха”), около 1660–1661
  • La Mort d’Adonis (“Смерть Адониса”), либретто, музыка Ж. Б. Буссе
  • Pomone (“Помона”), 1671 — первая французская опера
  • Cantica pro Capella Regis (“Песнопения для королевской капеллы”) — духовные тексты
  • — Мотеты и стихотворения для придворных композиторов