Пери, Якопо
1561 - 1633

Назад

Якопо Пери (Jacopo Peri) - итальянский композитор, певец и инструменталист

  • Родился 20 августа 1561 г. - Рим или Флоренция.
  • Умер 12 августа 1633 г. - Флоренция.

Его наиболее значительным вкладом стало создание драматического речитатива для музыкального театра. Его наиболее характерные образцы этого стиля можно найти в "Эвридике" (1600), самой ранней опере, к которой сохранилась полная музыка.

Хотя Пери, возможно, и родился в Риме, он утверждал, что происходит от флорентийской знати с большим стажем государственной службы. Он поселился во Флоренции в раннем возрасте, и 1 сентября 1573 года его взяли в монастырь святой Аннунциаты “петь на органе с отличием”. Его музыкальное образование продолжалось под руководством Кристофано Мальвецци, который включил написанную им четырехчастную "Ричеркару" в свою гравюру 1577 года и мадригал "Сладкая ночь с моим сыном" в свою первую книгу пятичастных мадригалов (1583). 1 февраля 1579 года Пери начал службу органистом в Бадиа с годовым окладом в 15 скудо. Он занимал этот пост до апреля 1605 года, а к 1586 году уже работал певцом в церкви Святого Джованни Баттисты. Молодой Пери был высоко оценен А.Ф. Граццини за его инструментальные и вокальные способности, знания и грациозность, но Граццини был раздражен тем, что таланты Пери как музыканта оказались недостаточно признанными. В 1584 году герцог и герцогиня Мантуанские говорили о привлекательных качествах Пери. Хотя нет никаких известных документов, вполне вероятно, что в 1580-х годах он участвовал в дискуссиях так называемой камераты, которая собиралась в доме Джованни де Барди. Позже, вспоминая о знакомствах своего отца в письме к Дж.Б. Дони, Пьетро де Барди высоко оценил игру Пери на органе и других клавишных инструментах, его композиции и пение, в которых, по его словам, он умело имитировал речь в звучании. В 1588 году, вскоре после восшествия на престол великого герцога Фердинандо I, имя Пери впервые появилось в качестве официального служащего при дворе Медичи с ежемесячным окладом в шесть скудо, который в сентябре 1590 года был увеличен до девяти скудо. Самое раннее упоминание о его участии в драматической постановке относится к февралю 1583 года, когда он сотрудничал с Мальвецци, Алессандро Стриджио и другими в сочинении музыки (которая утеряна) к комедии Джованни Федини "Долгая жизнь". В 1589 году он принял участие в торжествах по случаю женитьбы Фердинандо на Кристине Лотарингской. Он исполнил роль Ариона в пятом эпизоде комедии Джироламо Баргальи "Пеллегрина", исполнив свою собственную арию "Безумец из Торбидьонда", в которой он продемонстрировал чудодейственную силу музыки. Согласно описательному комментарию, опубликованному вместе с музыкой в 1591 году, он очаровал публику, с удивительным мастерством аккомпанируя себе на читарроне. Костюм Пери для этой роли изображен на эскизе Бернардо Буонталенти. Пери, по-видимому, встречался с музыкантами, поэтами и философами в доме Якопо Корси в 1590-х годах. При поддержке и сотрудничестве Корси и Оттавио Ринуччини он написал музыку к небольшой пасторальной опере последнего "Дафна". Хотя "Дафни", как сообщается, планировалась еще в 1594 году, самое раннее зарегистрированное представление было во время карнавала 1597-1598 годов. Пьетро де Барди описал это мероприятие как включающее несколько номеров в виде коротких сцен, которые декламировались и исполнялись в частном порядке в небольшой комнате. Впоследствии первая версия была усовершенствована для более поздних флорентийских постановок в 1599, 1600 и 1604 годах. Хотя подробности кастинга неизвестны, Пери исполнила роль Аполлона в некоторых из них. Следующим и самым значительным сотрудничеством Пери с Ринуччини стала их опера "Эвридика", впервые поставленная для флорентийских торжеств по случаю свадьбы Марии Медичи и Генриха IV, короля Франции. Премьера состоялась перед небольшой аудиторией в Палаццо Питти 6 октября 1600 года, хотя в либретто указана дата посвящения - 4 октября. Музыкальные соперники Пери, Джулио Каччини и Эмилио де Кавальери, сыграли свои роли в этом первом спектакле: Каччини переписал музыку для партий, исполняемых его музыкантами (роль Эвридики, три хоровых номера и соло для нимф и пастухов), в то время как Кавальери, по-видимому, руководил постановкой. Декорации и художники по костюмам неизвестны (возможно, одним из них был Людовико Чиголи), но декорации были довольно простыми по сравнению с потрясающим спектаклем Каччини "Похищение Чефала", представленным тремя вечерами позже (и в котором пела Пери). В предисловии к изданию "Эвридики" Пери назвала выдающихся актеров оригинального состава: Франческо Раси (Аминта), Антонио Бранди (Арчетро), Мельхиор Палантротти (Плуто) и мальчик-сопрано Якопо Джусти из Лукки (Дафна, посланница). В рукописных примечаниях к копии оригинального либретто указаны имена дополнительных исполнителей, включая самого Пери в роли Орфея. В предисловии Пери также перечислил четырех инструменталистов, которые играли за кулисами. "Эвридика" получила высокую оценку, особенно от Марко да Гальяно, который был впечатлен не только работой, но и выразительным пением Пери. Соперники композитора, однако, сочли речитативы утомительными, а сценическое оформление неадекватным. В 1616 году Пери и Ринуччини руководили возрождением в Болонье. После 1600 года Пери продолжала служить двору Медичи. Его более поздняя профессиональная деятельность была связана в основном с композицией, хотя 14 февраля 1611 года он исполнил партию Нептуна в безымянном балу, а 5 мая 1613 года - в новой версии бала, которая теперь называется "Маскерат ди нинфе ди Сенна". Он написал, по крайней мере, часть музыки для торжеств по случаю свадьбы принца Козимо в 1608 году, а его переложение одного из хоров из оперы младшего Микеланджело Буонарроти "Джудицио ди Париде", исполнявшегося во время торжеств, появилось с новым текстом (см. tu parti da me, Fillide amata) в его сборнике песен, изданном в 1609 году. Сохранилось немного других сочинений этого периода, но современные отчеты и либретто указывают на то, что по крайней мере в 1610-х годах он много писал для драматических постановок. Эти спектакли, балеты и конные представления были одними из самых зрелищных придворных праздников, которые когда-либо проходили во Флоренции. Пери сотрудничал с другими флорентийскими композиторами, в частности, с Марко да Гальяно и Франческой Каччини. Возможно, он специализировался на написании речитативов для этих постановок, но нет никаких свидетельств того, что это было его исключительной заботой. Тесные отношения Пери с мантуанским двором в первые годы XVII века подтверждаются многочисленными письмами, в основном направленными Фердинандо Гонзаге, а также его активным членством в Академии изящных искусств. Композитор запланировал два масштабных проекта для Мантуи: "Свадьба Пелео и Тетиды" (либретто Франческо Чини), предназначенное для свадебных торжеств Гонзага в 1608 году, но отвергнутое в пользу "Арианны" Ринуччини и Монтеверди, и "Адоне" (либретто Якопо Чиконьини), задуманное для исполнения в 1620 году. Он сочинял песни, ныне утраченные, на тексты различных членов мантуанского двора. Гонзага часто хвалили его таланты. В 1618 году герцог и герцогиня рекомендовали его на должность "камарлинго дель Арте делла Лана" во Флоренции, которую он первоначально занимал с ежемесячным окладом в десять скудо. Во Флоренции его таланты тоже не остались незамеченными, и в 1616 году вместе с Франческой Каччини и ее мужем Дж. Синьорини, он сопровождал кардинала Карло Медичи в Рим, в то время как в 1619 году издатель Заноби Пиньони был тронут "постоянными просьбами" о его музыке и переиздал его сборник песен 1609 года, к которому он добавил несколько более поздних произведений. В последние годы жизни Пери сотрудничал с Дж.Б. да Гальяно в трех постановках "Священных представлений", поставленных перед труппой дель Арканджело Рафаэлло, и с Марко да Гальяно в двух операх, обе на тексты Андреа Сальвадори. Первая из этих опер, "Спасение медоносной Ангелики", основанная на эпизоде из оперы Ариосто "Неистовый Орландо", была поставлена во дворце Питти 25 сентября 1619 года в честь избрания императором Фердинанда II, шурина великого герцога Козимо II. Дошедшее до нас либретто 1623 года содержит многочисленные правки, вероятно, для предполагавшегося, но неосуществленного представления в Мантуе в 1622 году. Вторая опера с Марко да Гальяно "Флора" была поставлена в честь свадьбы в 1628 году герцога Пармского Одоардо Фарнезе и Маргариты Медичи. Пери исполнила только партию Клори. Для этих торжеств Пери изначально планировала поставить другую оперу "Иола и Эрколе", также на либретто Сальвадори. Хотя нет никаких свидетельств того, что это произведение было полностью составлено, плач Иоле, Уччидими, долоре приписывается Пери. В 1630 году Пери тяжело заболел и 15 марта 1630 года составил свое завещание. Три года спустя он умер и был похоронен в церкви Святой Марии Новеллы. Сочинение музыки для Пери часто было медленной и, по-видимому, трудной задачей, и этим обстоятельством можно объяснить то количество работ, которые он оставил незавершенными. По-видимому, его самой естественной музыкальной деятельностью было исполнение. Северо Бонини сказал, что своим пением он может растрогать до слез самое черствое сердце, а также похвалил великолепное инструментальное сопровождение. Марко да Гальяно утверждал, что никто не сможет в полной мере оценить музыку Пери, пока не услышит драматические интерпретации самого композитора. В предисловии к "Эвридике Пери" Пери предположил, что секрет его выразительного пения заключается не только в его письменных изысках, но и в тончайших нюансах и изяществе, которые невозможно полностью передать в нотной записи. Его успех вызвал похвалу многих современников, но и неизбежную зависть. Самая известная атака была предпринята в форме сатирического сонета Франческо Русполи, в котором были представлены необоснованные оскорбления в адрес его профессиональной репутации и семьи. Стефано Росселли в комментарии к сонету объяснил смысл стихотворения, а также добавил ценную информацию о характере и внешности композитора. Пери был очень стройным, среднего роста, с длинными светлыми волосами, что нашло отражение в его хорошо известном прозвище “Зазерино”.

Ноты сочинений Якопо Пери на сайте библиотеки IMSLP