Пери, "Zazzerino", Якопо
1561 - 1633

Назад

Peri, "Zazzerino", Jacopo

  • Дата рождения: 20 августа 1561 года
  • Место рождения: Рим или Флоренция, Италия
  • Дата смерти: 12 августа 1633 года
  • Место смерти: Флоренция, Великое герцогство Тоскана

Биография

Яакопо Пери, также известный под прозвищем Zazzerino, был итальянским композитором, певцом и инструменталистом. Его самым значительным вкладом в музыку стало развитие драматического речитатива для музыкального театра. Наиболее характерные примеры этого стиля содержатся в опере Euridice (1600) (Эвридика), первой опере, для которой полностью сохранилась музыка.

Хотя Пери, возможно, родился в Риме, он утверждал, что происходит из флорентийских дворян с долгой историей государственной службы. Он поселился во Флоренции в раннем возрасте, и 1 сентября 1573 года был принят в монастырь SS Annunziata «для исполнения laudе на органе». Его музыкальное образование продолжалось под руководством Кристофано Мальвецци, который включил четырёхголосный ричеркар Пери в своё издание 1577 года и мадригал Caro dolce ben mio в первую книгу пятиголосных мадригалов (1583).

1 февраля 1579 года Пери начал службу органистом в Бадии с годовой зарплатой 15 скуди. Он занимал эту должность до апреля 1605 года, а к 1586 году также работал певцом в S Giovanni Battista. Молодого Пери хвалил А. Ф. Граццини за его инструментальные и вокальные выступления, знания и грацию, но Граццини был недоволен, что таланты Пери как музыканта признаются недостаточно. В 1584 году герцог и герцогиня Мантуи говорили о прелестных качествах Пери.

Хотя документально это не подтверждено, вероятно, он принимал участие в 1580-х годах в обсуждениях так называемой Камераты, которая собиралась в доме Джованни де Барди. Позже, вспоминая знакомства своего отца в письме к Г. Б. Дони, Пьетро де Барди хвалил выступления Пери на органе и других клавишных инструментах, его композиции и пение, в котором, по его словам, Пери разумно имитировал речь в звуке.

В 1588 году, вскоре после вступления на престол великого герцога Фердинандо I, имя Пери впервые появилось как официального сотрудника флорентийского двора с месячной зарплатой шесть скуди, которая была увеличена до девяти скуди в сентябре 1590 года. Его ранние связи с драматическими постановками датируются февралем 1583 года, когда он сотрудничал с Мальвецци, Алессандро Стриггио и другими в создании музыки (которая утрачена) для интермедий к комедии Джованни Федини Le due Persilie (Две персилии).

В 1589 году Пери участвовал в празднованиях свадьбы Фердинандо с Кристиной Лотарингской. Он исполнил роль Ариона в пятом интермедии к комедии Джироламо Баргальи La pellegrina (Паломница), исполняя свою арию Dunque fra torbid’onde (Итак, среди смутных волн), в которой продемонстрировал чудодейственную силу музыки. Согласно описательному комментарию, опубликованному вместе с музыкой в 1591 году, он пленил аудиторию, аккомпанируя себе с удивительным мастерством на киттароне. Костюм Пери для этой роли изображён на эскизе Бернардо Буонталенти.

В 1590-х годах Пери, по-видимому, встречался с музыкантами, поэтами и философами в доме Якопо Корси. Под поощрение и при сотрудничестве Корси и Оттавио Ринуцци он написал музыку для последнего для короткой пасторальной пьесы Dafne (Дафна). Хотя Dafne, как сообщалось, планировалась уже в 1594 году, первое документальное исполнение состоялось во время карнавала 1597–1598 годов. Пьетро де Барди описал событие как включающее несколько номеров в коротких сценах, которые читались и исполнялись частным образом в маленькой комнате. Первая версия была затем улучшена для последующих флорентийских постановок в 1599, 1600 и 1604 годах. Хотя детали распределения ролей неизвестны, Пери исполнял роль Аполлона в некоторых из них.

Следующее и самое значительное сотрудничество Пери с Ринуцци произошло в их опере Euridice (Эвридика), впервые поставленной на флорентийских торжествах по случаю свадьбы Марии Медичи и Генриха IV, короля Франции. Премьера состоялась перед небольшой аудиторией в Палаццо Питти 6 октября 1600 года, хотя либретто содержит посвящённую дату 4 октября. Музыкальные соперники Пери, Джулио Каччини и Эмилио де Кавальери, участвовали в этом первом исполнении: Каччини переписал музыку для партий, исполняемых его музыкантами (роль Эвридики, три хоровых номера и сольные партии некоторых нимф и пастухов), в то время как Кавальери, по-видимому, руководил постановкой. Декораторы и костюмеры неизвестны (Лудовико Чиголи, возможно, один из них), но декорации были довольно простыми по сравнению со зрелищной постановкой Каччини Il rapimento di Cefalo (Похищение Кефала), представленной три ночи спустя (и в которой Пери пел).

В предисловии к публикации Euridice Пери указал основных участников оригинального состава: Франческо Рази (Аминта), Антонио Бранди (Аркетро), Мельхиор Палантротти (Плутон) и мальчик-сопрано Якопо Джусти из Лукки (Дафна, вестник). Рукописные пометки на копии оригинального либретто называют дополнительных певцов, включая самого Пери в роли Орфея. Пери также перечислил в предисловии четырёх инструменталистов, играющих за кулисами. Euridice получило высокую оценку, особенно от Марко да Галльяно, который был впечатлён не только произведением, но и выразительным пением Пери. Его соперники, однако, находили речитативы скучными, а сценические оформления – недостаточными. В 1616 году Пери и Ринуцци курировали возобновление постановки в Болонье.

После 1600 года Пери продолжал служить при дворе Медичи. Его дальнейшая профессиональная деятельность была в основном связана с композицией, хотя он исполнял роль Нептуна в неназванном балло 14 февраля 1611 года и вновь в новой версии балло, теперь названной Mascherate di ninfe di Senna (Маскарады нимф Сены), 5 мая 1613 года. Он написал, по крайней мере, часть музыки для празднований свадьбы принца Козимо в 1608 году, и его обработка одного из хоров из Il giudizio di Paride (Суд Париса) младшего Микеланджело Буонаротти (Poichè la notte con l’oscure piume – Поскольку ночь с тёмными перьями), исполненная на торжествах, вновь появилась с новым текстом (Se tu parti da me, Fillide amata – Если ты уйдёшь от меня, возлюбленная Филлида) в его сборнике песен 1609 года.

Мало других произведений этого периода сохранилось, но современные отчёты и либретто указывают, что по крайней мере в 1610-е годы он много писал для драматических постановок. Среди этих интермедий, балетов и конных шоу были одни из самых зрелищных придворных праздников, когда-либо виденных во Флоренции. Пери обычно сотрудничал с другими флорентийскими композиторами, особенно с Марко да Галльяно и Франческой Каччини. Возможно, он специализировался на написании речитативов для этих постановок, но нет доказательств того, что это было его единственной задачей.

Близкие отношения Пери с мантуанским двором в начале XVII века подтверждены многочисленными письмами, в основном адресованными Фердинандо Гонзага, а также его активным членством в Accademia degli Elevati. Композитор планировал два крупных проекта для Мантуи: Le nozze di Peleo e Tetide (Свадьба Пелея и Фетиды, либретто Франческо Чини), предназначенная для свадебных торжеств Гонзага 1608 года, но отклонённая в пользу Arianna Ринуцци и Монтеверди, и Adone (Адон, либретто Якопо Чиконини), проектировавшаяся для исполнения в 1620 году.

Он сочинял песни, ныне утраченные, на тексты различных членов мантуанского двора. Гонзага часто хвалили его таланты. В 1618 году герцог и герцогиня рекомендовали его на должность во Флоренции как «Camarlingo dell’Arte della Lana», которую он занимал с месячной зарплатой десять скуди. Во Флоренции его таланты также не остались незамеченными: в 1616 году он вместе с Франческой Каччини и её мужем Г. Б. Синьорини сопровождал кардинала Карло де Медичи в Рим, а в 1619 году издатель Заноби Пиньони, под влиянием «постоянных просьб» о его музыке, переиздал сборник песен 1609 года, добавив к нему несколько более поздних произведений.

В последние годы Пери сотрудничал с Г. Б. да Галльяно над тремя sacre rappresentazioni (священными представлениями), исполненными перед Compagnia dell’Arcangelo Raffaello, и с Марко да Галльяно над двумя операми, обе на тексты Андреа Сальвадори. Первая из этих опер, Lo sposalizio di Medoro ed Angelica (Свадьба Медоро и Анджелики), основанная на эпизоде из Orlando furioso (Неистовый Орландо) Ариосто, была поставлена в Палаццо Питти 25 сентября 1619 года в честь избрания императора Фердинанда II, зятя великого герцога Козимо II. Сохранившееся либретто 1623 года сообщает о многочисленных правках, вероятно, для планируемого, но неосуществлённого исполнения в Мантуе в 1622 году. Вторая опера с Марко да Галльяно, La Flora (Флора), была посвящена свадьбе герцога Одоардо Фарнезе из Пармы и Маргериты Медичи в 1628 году. Пери написал только роль Клори. Для этих торжеств Пери первоначально планировал другую оперу, Iole ed Ercole (Иоле и Геркулес), также на либретто Сальвадори. Хотя нет доказательств того, что эта работа была полностью создана, лемант Иоле Uccidimi, dolore (Убей меня, боль) приписывается Пери.

В 1630 году Пери тяжело заболел и 15 марта 1630 года составил завещание. Он умер три года спустя и был похоронен в церкви Санта-Мария-Новелла.

Создание композиций для Пери часто было медленным и, по-видимому, трудным процессом, что, возможно, объясняет количество незавершённых произведений. Его наиболее естественной музыкальной деятельностью, по-видимому, было исполнение. Северо Бонини писал, что Пери мог довести до слёз самое твёрдое сердце своим пением, а также восхищался его превосходным инструментальным сопровождением. Марко да Галльяно утверждал, что никто не может полностью оценить музыку Пери, пока не услышит драматические интерпретации самого композитора. В предисловии к Euridice Пери предположил, что секрет его выразительного пения заключается не только в написанных украшениях, но и, гораздо больше, в тонких нюансах и грациях, которые невозможно полностью передать в нотной записи. Его успех принес похвалу от многих современников, но также вызвал неизбежную зависть. Самая известная атака была выражена в форме сатирического сонета Франческо Русполи, содержащего необоснованные обвинения в отношении его профессиональной репутации и семьи. Стефано Росселли в комментарии к сонету объяснил смысл произведения и добавил ценную информацию о характере и внешности композитора. Пери был очень стройным, среднего роста и с длинными светлыми волосами, эта последняя черта отражена в его известном прозвище «Zazzerino».

Произведения

Ранние опубликованные композиции Пери выполнены в различных стилях. Секционный четырёхголосный ричеркар (1577) объединяет несколько тем с использованием стандартных контрапунктических приёмов. Пятиголосный мадригал (1583), в основном гомофонический, но иногда оживлённый имитациями, представляет собой слоговое изложение ottava (октавы). В более расширенной арии для интермедии 1589 года тенор-солист имеет сложные украшения, которые порой повторяются двумя другими голосами. Публикация 1591 года содержит простое четырёхголосное инструментальное сопровождение, несмотря на упоминание в комментарии о собственном исполнении композитора на киттароне.

Первая полная музыкальная драма Пери, Dafne (Дафна), следует литературному жанру трагикомической пасторали. Либретто Ринуцци рассказывает о поражении Пифийского дракона, хвастовстве Аполлона перед Купидоном, мести Купидона, поражающей Аполлона любовью к Дафне, превращении Дафны в лавровое дерево и окончательной скорби Аполлона. Печатные либретто к постановкам Пери сохранились с выступлений 1600 и 1604 годов, но музыка сохранилась лишь фрагментарно в двух рукописях флорентийского происхождения. Два из шести фрагментов приписываются Корси в одном из источников. Четыре пьесы, предположительно написанные Пери, включают Пролог, исполняемый Овидием, хоровую монодию Almo Dio, ch’il carr’ardente (Благой Боже, чей пылкий колесница), октаву Венеры Chi da’ lacci d’amor (Кто завязал узы любви) и повествование вестника Qual’ nova meraviglia! (Какая новая чудесность!). Последняя пьеса является единственным сохранившимся фрагментом с нестрофическим текстом и единым речитативным стилем. Поскольку слова несколько отличаются от либретто 1600 и 1604 годов, этот фрагмент, возможно, представляет собой речитативную запись в самой ранней версии пасторали. Вокальная линия не содержит написанных украшений, а диссонансы встречаются редко и сопровождаются медленно движущейся басовой партией. Два строфических номера в Dafne сильно напоминают поздние произведения Пери с аналогичной поэтической структурой. Музыка для Пролога была адаптирована для Пролога Euridice (Эвридика), а музыка для Chi da’ lacci d’amor появляется в изменённой форме в Torna, deh torna, pargoletto mio (Вернись, о, вернись, моё дитя), опубликованной в сборнике Musiche (1611) Пьетро Бенедетти. Подобные связи с другими современными песнями позволяют предположить, что Пери временами использовал стандартные формулы для определённых типов поэзии.

Второе сотрудничество Пери и Ринуцци, Euridice (Эвридика), представляет собой значительный шаг вперёд по сравнению с экспериментальной Dafne. Более длинное либретто имеет сложную структуру, а музыка использует широкий спектр выразительных приёмов. Персонаж Трагедия, который поёт Пролог, отвергает страх, кровопролитие и скорбь и призывает вызвать более сладкие эмоции с помощью сил музыки. В классическом повествовании, которое следует далее, Орфей Ринуцци лишь временно теряет свою возлюбленную Эвридику. Добившись успеха в подземном мире, он возвращается безусловно со своей женой в радостную страну пастухов и нимф. Хотя текст содержит трогательные выражения глубокой скорби Орфея и хора, лёгкие эмоции и простое повествование не менее заметны. После Пролога из семи строф либретто может быть разделено на пять сцен, каждая из которых завершается строфическим номером, отражающим предыдущие события. В этих интерлюдиях Пери сочетал хоровое письмо, обычно в четырёх или пяти голосах, с строфами для солистов. Тексты имеют простую рифму и метрические схемы, в основном строки из семи или восьми слогов, что резко контрастирует с более свободной рифмой строк из семи и одиннадцати слогов в остальной части либретто. За пределами интерлюдий сопоставимые тексты встречаются только в двух коротких песнях для Тирси и Орфея. При обработке строфической поэзии Пери применял три метода музыкальной организации: повторное использование материала из одной строфы в другую, либо в точной репродукции, либо в строфических вариациях; повторяющиеся ритмические и мелодические мотивы внутри одной строфы; и частое использование рефренов.

Непрерывные речитативы в сценах между установленными хоровыми номерами содержат самые инновационные элементы Пери в Euridice. Он описывал этот стиль как «промежуточный путь, находящийся между медленными и приостановленными движениями песни и быстрыми и стремительными движениями речи». Темп голоса и сопровождения тщательно согласован с нарастающим и спадающим напряжением текста, что позволяет достигнуть широкой эмоциональной палитры. В повествовательных разделах либретто певец имитирует ритмические и мелодические особенности обычной речи. Медленное сопровождение Пери движется в соответствии с ключевыми словами текста, не учитывая крупномасштабную тональную структуру. Более интенсивные участки создаются непредвиденными диссонансами, суспензиями и частыми паузами для голоса, неожиданными гармоническими переходами и порой изменением обычного движения баса. Эти приёмы хорошо иллюстрируются в страстных монологах Орфея Non piango e non sospiro (Я не плачу и не вздыхаю), исполненной после известия о смерти Эвридики, и Funeste piaggie, ombrosi, orridi campi (Печальные равнины, тенистые, ужасные поля), произнесённой у врат подземного мира.

Сохранившаяся опера Пери с Галльяно, La Flora (Флора), повествует о происхождении цветов, символизирующих Флоренцию и Парму, два города, почитаемые на свадебных торжествах 1628 года. Цветы превращаются из слёз радости, пролитых Зефиром, когда он наконец завоёвывает свою возлюбленную Клори. Вклад Пери, роль Клори, включает виртуозную арию O campagne d’Anfitrite (О поля Амфитриты) во 2 акте и многочисленные речитативы. Ария, в форме строфических вариаций, содержит значительно больше украшений для голоса, чем более ранняя сохранившаяся драматическая музыка Пери. Сопровождение более активно и включает короткое риторно между каждой строфой. Как и в Euridice, речитативы варьируются от нормального повествовательного до эмоционально насыщенного стиля; последний используется особенно во 4 акте, когда Клори ревниво верит, что Зефир обратил свои чувства к другой нимфе.

Сохранилось лишь несколько фрагментов других драматических произведений Пери. Упомянутая выше ария Torna, deh torna, pargoletto mio (Вернись, о, вернись, моё дитя), основанная на песне Венеры в Dafne, является арией Венеры из балло Ринуцци 1611 года, позднее названного Mascherate di ninfe di Senna (Маскарады нимф Сены, 1613). В её обработке текста октавы Пери использовал модификацию первых четырёх строк музыки для второй половины песни. Тройной размер с гемолями сохранён из более ранней версии в Dafne. Ещё один фрагмент из Mascherate di ninfe di Senna сохранился в рукописи, но не имеет атрибуции и состоит только из четырёх строк речитатива.

Сборник песен Пери, Le varie musiche (1609) (Различные музыкальные произведения), содержит четыре обработки сонетов Петрарки, каждая из которых разделена на четыре части; девять мадригалов с нестрофическими текстами; четыре арии с дополнительными строфами, напечатанными после музыки; и одну строфическую арию с незначительными вариациями, записанными для каждой строфы. Сонеты и шесть сольных мадригалов сочетают стиль речитатива Пери с более лирическими фразами. Украшения ограничиваются случайными оборотами и трелями или короткими каденционными рулядами. Оставшиеся три мадригала для двух и трёх голосов содержат пассажи имитации, партитуру «нота-на-ноту» и моменты, когда один голос выделен на фоне сопровождения. Четыре арии с дополнительными строфами текста выполнены в трёхдольном размере на протяжении всего произведения и часто повторяют мелодические и ритмические мотивы. Ария в форме строфических вариаций Se tu parti da me, Fillide amata (Если ты уйдёшь от меня, возлюбленная Филлида) уникальна в этом сборнике, поскольку каждая строфа ясно различает стили речитатива и арии. Второе издание Le varie musiche (1619) опустило эту песню и один мадригала, но содержит семь дополнительных строфических арий, включая простые танцевальные песни, одно речитативное произведение и несколько композиций в смешанных стилях.

Немногочисленные другие песни Пери, сохранившиеся в других печатных изданиях или рукописях того периода, включают O dell’alto appenin figlio sovrano (О, сын верхнего Апеннина, суверен), с четырьмя частями, частично использующими технику строфических вариаций, и три сольных произведения в стиле, похожем на выразительные монологи из Euridice: Se da l’aspro martire (Если от сурового мученика), Tu dormi e ’l dolce sonno (Ты спишь, и сладкий сон) и Uccidimi, dolore (Убей меня, боль); как уже упоминалось выше, последнее произведение, возможно, является остатком незавершённой оперы Пери Iole ed Ercole (Иоле и Геркулес) 1628 года.

Ноты сочинений Якопо Пери, "Zazzerino" на сайте библиотеки IMSLP