Перголези, Джованни Баттиста
1710 - 1736

Назад

Джованни Баттиста Перголези (Giovanni Battista Pergolesi) - итальянский композитор

  • Родился 4 января 1710 г. - Ези.
  • Умер 16 марта 1736 г. - ди Поццуоли, Неаполь.

Он был ведущей фигурой в становлении итальянской комической оперы в 18 веке.

Его дед, Круциано Драги, был сапожником, сыном маэстро Франческо из Перголы; 1 января 1663 года он женился в этом городе на женщине из Ези. Семья была известна как "Перголези" по названию родного города (хотя старшие брат и сестра композитора были внесены в книгу крещения под фамилией “Драги”). В архивах консерватории, где он учился, Джованни Баттиста значится под именем "Джези", хотя сам он называл себя "Перголези"; в современных записях также используется форма "Перголезе". Отец композитора, Франческо Андреа Драги-Перголези, был землемером и в этом качестве установил связи со знатью Иези. Один из таких дворян был крестным отцом третьего ребенка Джованни Баттисты; другой защищал его интересы в споре о завещании после смерти отца 27 мая 1732 года (его мать умерла в 1727 году). Два брата и сестра композитора умерли в младенчестве, и даже в детстве Джованни Баттиста, по-видимому, был болезненным: примечательно, что он был конфирмован уже 27 мая 1711 года. Художник-карикатурист Пьер Леоне Гецци познакомился с композитором в Риме в 1734 году и в мае того же года нарисовал его профиль. После смерти Перголези Гецци расширил эскиз до карикатуры в полный рост, добавив, что он сильно страдал от деформации ноги и хромал. Это единственное изображение Перголези, которое с какой-либо определенностью связывают с композитором. Он умер от туберкулеза. Согласно более поздней традиции, Перголези получил начальное музыкальное образование у маэстро капеллы Ези Франческо Санти и обучался игре на скрипке у Франческо Мондини, мастера публичной музыки. Через маркиза Кардоло Марию Пьянетти из Ези он был направлен на учебу в консерваторию веры Иисуса Христа в Неаполе в период с 1720 по 1725 год. Гаэтано Греко, маэстро капеллы консерватории, до своей смерти в 1728 году был преподавателем Перголези по композиции; На несколько месяцев Греко сменил Леонардо Винчи, а затем, с октября 1728 года, Франческо Дуранте. Перголези не нужно было оплачивать содержание или обучение в консерватории, потому что он принимал участие в музыкальных представлениях, сначала как мальчик из хора, позже как скрипач и капаранца (ведущий скрипач одной из групп инструменталистов, предоставленных консерваторией для выступлений в Неаполе и окрестностях). Виллароза, чей рассказ основан на рукописи Джузеппе Сигизмондо, в превосходной степени отзывался о его мастерстве скрипача и импровизациях. Летом 1731 года в монастыре Сан-Аньелло-Маджоре консерваторией была исполнена священная драма Перголези "Произведение божественной грации и обращение к Гульельмо герцогу Аквитанскому". Подобные постановки были частью традиции, согласно которой неаполитанские консерватории давали своим студентам старших курсов возможность публично дебютировать в качестве композиторов; им было поручено сочинить drammi sacri - трехактные религиозные оперы со сценами буффонады. После смерти Перголези "Гульельмо" дважды переиздавался, один раз как опера из двух частей (в Риме, 1742). Перголези, должно быть, покинул консерваторию в конце лета 1731 года. Вероятно, именно в это время была написана месса ре мажор, а в 1731 году он получил свой первый заказ на оперу, что свидетельствует о его растущем и влиятельном покровительстве. В качестве либретто был выбран Алессандро Северо, написанный Зеноном для Венеции в 1716 году и теперь переработанный как "Салюстия". Судя по тому, что автор текста для интермеццо (возможно, Доменико Каракаджус) сам положил на музыку речитативы второй части, Перголези пришлось сочинять музыку в спешке. Самый известный актер "Салюстии", Николини, умер 1 января 1732 года; Джоаккино Конти привезли из Рима, две роли перешли из рук в руки, и Перголези пришлось вносить изменения в последнюю минуту. Соответственно, опера была поставлена только во второй половине января 1732 года и, по-видимому, не имела большого успеха; вторая опера сезона, "Алессандро нелл-Инди" придворного маэстро капеллы Франческо Манчини, была представлена уже 2 февраля. В 1732 году Перголези стал маэстро капеллы принца Фердинандо Колонны Стильяно, конюшего вице-короля Неаполя. Его первая музыкальная комедия "Брат наморато" была поставлена в театре Фиорентини в Неаполе 27 сентября 1732 года; либретто написал Г.А. Федерико, юрист и ведущий неаполитанский комедийный писатель того времени. "Братство наморато" имело необычайный успех. Представления, возможно, продолжались и в 1733 году, а к карнавалу 1734 года Перголези пришлось переделывать пьесу для нового состава. Когда в 1748 году в театре Нуово состоялась новая постановка оперы, говорили, что это произведение декламировалось и пелось на улицах города в течение предыдущих 20 лет. В 1731 году и еще раз в ноябре 1732 года произошли землетрясения; архиепископ созвал людей на богослужения во искупление, а муниципалитет избрал святого Эмидия, защитника от землетрясений, особым покровителем города. Был дан обет ежегодно отмечать его праздник торжественной мессой и двойной вечерней службой, и указ был официально провозглашен 31 декабря 1732 года в церкви Святой Марии делла Стеллы. Виллароза сообщил, что Перголези сочинил по этому случаю мессу для двойного хора, "Domine ad adjuvandum me" и псалмы "Dixit Dominus", "Laudate" и "Confitebor". Вполне вероятно, что по этому случаю была отслужена месса в F и, возможно, вечернее вступление к Богу в адъюториуме ("Владычествуй надо мной"), а также другие вечерни псалмы; однако сохранившийся псалом "Хвалебный день" принадлежит к числу последних произведений Перголези. Короткий промежуток (19 дней) между избранием святого Эмидия и празднованием предполагает, что месса (автограф которой посвящен святому), возможно, была написана ранее или для более позднего празднования этого события. Во время карнавала 1733 года театры Неаполя оставались закрытыми в знак примирения. Ко дню рождения императрицы (28 августа 1733 года) Перголези было поручено написать оперу "Великий предатель" (по либретто Сильвани "Семья традиций и вендиката"). Импресарио пригласил необычный и малочисленный актерский состав: не было примадонны, а примадонной был альт. Текст интермеццо "Служанка падрона" был написан Федерико. По какой-то причине первое представление состоялось только 5 сентября 1733 года; дальнейшие представления продолжались до октября. 23 февраля 1734 года, предположительно, благодаря своим заслугам во время празднеств в честь святого Эмидия, Перголези был назначен заместителем маэстро капеллы города Доменико Сарро с правом стать его преемником. В марте 1734 года претендент на неаполитанский престол Карл Бурбон подошел к городу с испанскими войсками. Австрийцы, правившие Неаполем с 1707 года через вице-короля, отступили в цитадель и оставались там до начала мая; 10 мая Карл торжественно вступил в город и восстановил Неаполитанское королевство. Покровитель Перголези, князь Стильяно, уехал в Рим. Другой неаполитанский дворянин, Марцио Доменико IV Карафа, герцог Маддалони, заказал Перголези отслужить мессу в церкви Святого Лоренцо в Лучине, Рим, на праздник святого Иоанна Непомуцкого (16 мая 1734 года); это была месса в стиле Ф (вероятно, ранее отслуженная в Неаполе), которая была отслужена Перголези в церкви Святого Лоренцо в Лучине, Рим. вызвал большой интерес хотя бы потому, что неаполитанская "номерная’ месса была необычна в Риме. В своем дневнике Гецци насмешливо сообщил, что это было экстраординарное событие и что "музыка спавентоса" была исполнена всеми певцами и скрипачами Рима. В хронике Валезио говорится, что маэстро ди капелла был специально привезен из Неаполя за счет матери герцога (тети принца Стильяно). Было отмечено, что из-за скопления людей в церкви просел пол и угол трибуны для хора. Возможно, именно в связи с этим спектаклем Перголези поступил на службу к герцогу Маддалони в качестве маэстро капеллы. Вероятно, он вернулся в Неаполь в составе свиты герцога в июне 1734 года. Герцог интересовался литературой и был виолончелистом-любителем; "Симфония для виолончели" Перголези, несомненно, была написана для него. Дядя и опекун герцога, Лелио Карафа, маркиз д'Арьенцо, был одним из ближайших друзей короля Карла, и в сентябре 1734 года ему было поручено руководство оперным театром. Перголези было поручено написать оперу ко дню рождения матери короля 25 октября 1734 года. В качестве либретто была выбрана опера Метастазио "Адриано в Сирии"; текст интермеццо (ныне известного как "Ливиетта и Траколло") был написан Томмазо Мариани. Один из самых известных певцов XVIII века, Каффарелли, который был принят в музыкальное заведение короля Карла, был приглашен в качестве primo uomo. При создании либретто Перголези пришлось учесть пожелания Каффарелли, и текст Метастазио был значительно переработан. Это была последняя серьезная опера Перголези в Неаполе. В заявлении импресарио театра Святого Бартоломео маркизу д'Арьенцо от 1735 года Перголези больше не упоминается среди композиторов, к которым можно было обратиться, а во втором документе говорится, что его уважали как музыканта, но его последняя опера не понравилась.

Посмертная слава. Сильно романтизированные рассказы о жизни Перголези, написанные в конце 18-го и в 19-м веках, исказили его карьеру и влияние, но он, несомненно, был одним из самых успешных и уважаемых композиторов своего поколения. С того момента, как он окончил школу, он регулярно писал для театра Святого Бартоломео, его комические работы в небольших театрах пользовались огромной популярностью, в возрасте 22 лет он был назначен наместником королевской капеллы, и ему предлагали покровительство и заказы самые влиятельные королевские семьи Неаполя. Почти всемирная известность, которую он приобрел посмертно, стала новым явлением в истории музыки. Вскоре после его смерти был опубликован сборник из четырех его кантат: это был первый случай, когда кантаты были напечатаны в Неаполе, а уже в 1738 году появилось второе издание. Королева Неаполя Мария Амалия в 1738 году приказала исполнить "Служанку-падронью" и "Ливиетту и Траколло" и добавила: "Авторское задание, чтобы ты был великим". Президент Де Броссес назвал Перголези "автором любви’ еще в 1739 году. Известность Перголези распространилась благодаря постановкам "Братства наморато", "Фламинио", "Олимпиады" и его церковной музыке, но прежде всего благодаря бродячим труппам актеров, которые включили в свой репертуар его комедии, в частности "Служанка падрона". За первые десять лет существования этого произведения было поставлено по меньшей мере 24 новых постановки в таких городах, как Рим, Сполето, Парма, Милан, Фермо, Грац, Лукка, Венеция, Мюнхен, Дрезден, Модена, Сиена и Гамбург. Примечательно и нехарактерно для своего времени (и в отличие от "Ливиетты"), что текст "Служанки падроны" практически не менялся на протяжении всей истории исполнения в 18 веке. Она была произнесена 1 августа 1752 года в Париже, где впервые прозвучала в 1746 году. Эта вторая серия спектаклей вызвала огромный резонанс (рис.2) и стала причиной "Битвы буффонов" - войны памфлетов между сторонниками традиционной французской оперы и сторонниками итальянской оперы-буффа; имя Перголези стало символизировать эстетику Ж.-Ж. Руссо и "прогрессивного" направления.’ вечеринка. В 1752 году в Париже появились два переиздания "Слуги хозяйки"; за ними последовали два издания французской адаптации под названием "Служанка хозяйки" Баурана, а в 1759 году "Любимые песни" появились в бурлетте "Слуги хозяйки" в Лондоне. "Ливиетта и Траколло", "Бальзам Регины" и, прежде всего, "Житейская мудрость" получили столь же широкую известность. "Житейская мудрость", впервые опубликованная в Лондоне в 1749 году, стала наиболее часто печатаемым произведением в XVIII веке. Она также была распространена во многих экранизациях, в том числе в исполнении Баха (в ролях Тильге, Хехстера, Майне Зюнден). Популярность Перголези привела к тому, что многие произведения стали ошибочно приписываться ему, что создало путаницу, которая сохранялась долгое время и нашла отражение в ранней опере "Омния" (1939-42), а также была исправлена в новом полном собрании сочинений. Среди наиболее важных искажений - интермеццо "Маэстро музыки" (основанное в основном на произведении Аулетты), песня "Tre giorni son che Nina", трио сонат и уроки игры на клавесине, два концерта для флейты и шесть гармонических концертов (подробная информация об этих произведениях приведена в списке работ ниже).

Ноты сочинений Джованни Баттисты Перголези на сайте библиотеки IMSLP