Перес (Ролдан), Хуан
1604 - 1672

Назад

Pérez (Roldán), Juan

  • Дата рождения: 26 декабря 1604 (крещен)
  • Место рождения: Калахорра, Испания
  • Дата смерти: после 1672 года
  • Место смерти: вероятно Сарагоса, Испания

Биография

Испанский композитор. Лопес-Кало отождествляет его с Хуаном Пересом, племянником капеллана и музыканта Педро Переды, который в 1617 году стал хористом в Кафедральном соборе Калахорры, а в декабре того же года уехал в Сигуэнсу. В 1634 году он находился в Толедо, стремясь занять должность кантора (тенора) в соборе. В 1636 году работал мастером капеллы и каноником в коллегиальной церкви Берланги, но в ноябре переехал в Толедский собор в качестве клаустреро и хормейстера, получив пребенду тенора в июне 1638 года. В 1639 году ему предложили должность мастера капеллы в Калахорре. К декабрю 1641 года он находился в соборе Малаги, надеясь стать там мастером капеллы; конкурс был официально объявлен только в марте 1642 года. Он выиграл должность, но покинул её к 30 октября 1645 года, возможно из-за разногласий с музыкантами капеллы.

По крайней мере с 15 марта 1648 года, дня смерти его матери, он стал мастером капеллы при Мадридском монастыре Благовещения. В письме королю Жуану IV Португальскому от 22 июня 1654 года упоминается известность Переса Рольдана и одновременно его леность и склонность приписывать чужие работы себе. В феврале 1655 года ему поступило приглашение вернуться на старую должность в Малаге, которое он отклонил, так как расходы на поездку не были заранее оплачены.

В 1661 году он был пресвитером и королевским капелланом, а также мастером капеллы в монастыре Благовещения; он занимал все эти должности и в 1664 году, когда был судьей на конкурсе на должность мастера собора Сеговии. К 18 июня 1667 года он больше не работал в мадридском монастыре, а 22 июля был назначен мастером капеллы в соборе Сеговии; однако к 26 октября 1670 года он исчез, забрав с собой все, включая музыкальные партии, и нарушив все обязательства.

В 1671 году он занял должность мастера капеллы в соборе Леона, но в октябре ушел на пенсию. Его долги были прощены, и он получил 300 дукатов за уход на пенсию в обмен на передачу определённых музыкальных партитур церкви. В декабре 1671 года он стал мастером капеллы собора Носса-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе и сразу же должен был руководить музыкой на Рождество и Богоявление. После этих праздников, 9 января 1672 года, капитул решил, что из-за возраста Переса Рольдана уход за детьми должен быть передан органисту Хосе Муниесе. Последние известия о Пересе Рольдане содержатся в письме от 13 февраля 1672 года от Хоакина Фалькеса, королевского капеллана и музыканта королевской капеллы, адресованном ему в Мадрид. Андрес Лоренте включил его среди хороших современных мастеров в труде «El porqué de la música». В ноябре 1673 года на посту мастера капеллы в Эль-Пилар уже находился другой музыкант.

Большинство произведений Переса Рольдана сохранились в кафедральных соборах Сарагосы, что, учитывая его нежелание передавать свои сочинения в другие церкви, предполагает, что он умер в этом городе. В августе 1673 года одна из его работ (Misa de la Batalla («Месса битвы»)) была передана певцом собора Сеговии Педро де ла Пуэбла для погашения долга перед капитулом.

При жизни Перес Рольдан считался выдающимся композитором, а через столетие Ириарте в поэме La música («Музыка») причислил его к великим испанским композиторам. Его стиль демонстрирует хорошее обучение контрапункту, что проявляется как в старом стиле композиций, так и в villancicos («вильянсико»), которые отличаются сложностью и мелодической и гармонической выразительностью. Использование диссонанса и модуляции придаёт его работам узнаваемый личный стиль. Его мадригаль Ah del sol («О, солнце») является одним из немногих известных испанских произведений XVIII века для инструментального ансамбля. Музыка для Tetis y Peleo («Тетида и Пелей») почти наверняка принадлежит ему. Она была написана в честь Мирного договора Пиреней и свадьбы Марии Терезы, дочери Филиппа IV, с Людовиком XIV. Перес Рольдан использовал фрагменты из Tetis для создания villancicos («вильянсико») на темы Воскресения и Девы Марии с новым текстом Висенте Санчеса, служителя Эль-Пилар и постоянного сотрудника мастеров капеллы.

Творчество

Испанский композитор, мастер сакральной музыки. Отличался умением сочетать старый стиль с элементами современных тенденций, активно использовал контрапункт, диссонансы, сложные гармонии и модуляции. Его музыка отличается мелодической выразительностью, четкой организацией вокальных партий и мастерским использованием инструментального сопровождения. Он писал мессы, псалмы, мотеты, villancicos и театральную музыку для комедий и торжественных церемоний.

Произведения

Сакральная вокальная музыка

  • 14 месс (Misa)
  • 2 реквиема (Requiem)
  • 4 службы усопших (Offices of the Dead)
  • 2 антифоны (Antiphonae): Asperges me («Омывай меня»), Vidi aquam («Видел я воду»)
  • 4 марии (Magnificat)
  • 2 литургии (Liturgy)
  • 1 гимн (Ave maris stella («Радуйся, звезда морей»))
  • 4 жалобы (Lamentations)
  • 4 мотета (Motets)
  • 12 псалмов (Psalms)
  • 1 резервация: Tantum ergo («Только поэтому»)
  • 52 villancicos («вильянсико»)

Светская вокальная музыка

  • Музыка для Tetis y Peleo (Тетида и Пелей), комедия
  • No recates favores (Не скрывай милость), 4 голоса

Инструментальная музыка

  • Ah del sol (О, солнце), мадригаль
  • Без названия, 12 частей, возможно для голосов

Утраченные произведения

  • 2 мессы, 12 голосов
  • Псалмы, 2 хора
  • 2 комплекта комплинов
  • Мотеты, 6–8 голосов
  • Salve, 8 голосов
  • Гимны, 8 голосов
  • Motete a la Asunción, 8 голосов
  • Motete a la Ascensión, 7 голосов
  • Crux fidelis, 8 голосов
  • Que llegan ya ciudadanos (Граждане, приходите)
  • Ay traydor a la niña no tires (О, предатель, не бей девочку)