Пераза (1), Франсиско де
1564 - 1598

Назад

Франсиско де Пераза (1) (Francisco de Peraza (1)) - испанский органист

  • Родился в 1564 году - Саламанка.
  • Умер 23 июня 1598 г. - Севилья.

Младший брат Херонимо де Перазы (1) и не по годам развитый мальчик. Детство он провел в Севилье и Толедо, где его отец был главным по музыкальной части в заведениях при кафедральном соборе. На состоявшемся 16 мая 1584 года в Севилье конкурсе по выбору преемника Диего дель Кастильо Пераза произвел такое впечатление на кардинала Родриго де Кастро, архиепископа Севильи, что тот попросил капитул кафедрального собора назначить его органистом с годовым окладом в 200 дукатов. Франсиско Пачеко описал это событие в книге "Libro de descripcion" (Севилья, 1599): "Обнаружив, что Герреро [маэстро де Капилья] подвергает конкурентов одному из самых сложных испытаний на мастерство, известных музыкантам, Франсиско Пераза выполнил его в совершенстве, даже добавив, что не успел он объявить о задании, как оно было выполнено в совершенстве. Перебирая варианты решения задачи, кардинал был потрясен таким мастерством, которое присуще только редчайшим вундеркиндам". В течение двух лет зарплата Перазы была существенно увеличена; 6 июня он получил еще 1000 реалов в год, что дало ему стипендию, почти такую же, как у Герреро. Маэстро де Капилья великодушно "обнял его и воскликнул, что в каждом пальце у него по ангелу". Филипп Роже, маэстро де Капилья при Филиппе II, также высоко ценил его. Поскольку он пользовался большим спросом, Пераза часто задерживался в отпуске. 27 июня 1590 года капитул уволил его за длительное и самовольное отсутствие, но позже в том же году восстановил в должности. Он был единственным испанским органистом того времени, чей портрет сохранился. Многие произведения – клавишные, вильянсико, шанзонеты, мотеты и сентеты (театральная музыка), – упомянутые Пачеко, его первым биографом, больше не сохранились. Личность Педразы или Перазы, сочинившего единственное сохранившееся произведение для органа с надписью "Medio registro alto, Tono I" (разделенная клавиатура, 1-й режим), напечатанное по эскориальской рукописи 17-го века в "Антологии классических органистов" Л. Вильяльбы Муньоса, был оспорен. Множество последовательных пассажей, написанных правой рукой, придают произведению барочный оттенок, ставя Франсиско де Перазу впереди своего времени, если оно действительно принадлежит ему.

Ноты сочинений Франсиско де Перазы (1) на сайте библиотеки IMSLP