Перанда, Марко Джузеппе
1625 - 1675

Назад

Марко Джузеппе Перанда (Marco Gioseppe Peranda) - итальянский композитор и певец

  • Родился в 1625 году - Рим или Мачерата.
  • Умер 12 января 1675 г. - Дрезден.

Возможно, он был учеником Кариссими в Риме, как и Кристоф Бернхард, который взял его с собой в Дрезден между 1651 и 1656 годами. Сначала он работал альтистом в капелле Иоганна Георга II, наследника курфюршества; в 1656 году эта капелла была объединена с придворной капеллой, в которой он продолжал петь. К 1661 году он стал вице-капельмейстером, а в 1663 году сменил Винченцо Альбричи на посту капельмейстера. Со смерти Шютца в 1672 году и до своей собственной смерти он был первым гофкапельмейстером. Хотя избирательный суд оставался лютеранским до 1697 года, Перанда оставался католиком. Из судебных журналов следует, что в 1667 году он посетил Италию. Значение Перанды как композитора, несомненно, заключается прежде всего в создании духовного концерта. Его многочисленные подобные произведения, наряду с другой духовной музыкой, сценическими и инструментальными произведениями, а также аналогичными произведениями Альбричи, были гораздо более представительными в репертуаре дрезденского двора в период примерно с 1660 по 1680 год, чем музыка Шютца, которая редко исполнялась в придворной капелле после его смерти. 1656 год. Действительно, существует очень мало общих черт между старой немецкой школой, представленной Шютцем, и новой итальянской школой, главными представителями которой были Бонтемпи, Альбричи и Перанда. Нападки на новую театральную церковную музыку в надгробной речи по Шютцу, произнесенной главным придворным проповедником Гайером, были направлены главным образом против Перанды как паписта и представителя стиля, который называют “ломаным”. Наиболее заметными чертами этого стиля являются свободное сочетание пассажей в стиле тутти-концертато и соло-ариозо со строфами сольных арий. Перанда отличает эти разделы друг от друга изменением размера и противопоставлением нескольких и многих голосов, вокальных и инструментальных разделов, слогового и линейного письма, гармонии блоков и блестящего декоративного письма. Его произведения основаны на стиле римских мотетов Грациани и других авторов, но также демонстрируют влияние современной немецкой духовной музыки, особенно в использовании инструментов. Вместе с Альбричи он внес свой вклад в становление так называемой "кантаты-концерта-арии" в Дрездене. Как и некоторые другие композиторы, Перанда чаще создавал новые религиозные тексты на латыни, чем библейские и литургические. Только в своем обращении с немецкими словами – например, в "Herr", "wenn ich nur dich habe", "Verleih uns Frieden" и недавно опубликованной "Страсти по Святому Марку" (когда–то приписывавшейся Шютцу) - он приблизился к стилю сопоставимых произведений Шютца, таких как вторая часть "Священных симфоний" и "Страстей господних". Он часто сознательно использовал красивые звуки в чисто музыкальных целях, а не просто для иллюстрации слов. Он, по-видимому, заложил основы стиля мотетов 18-го века ("Баховский апарт") в Центральной Германии и оказал значительное влияние на своих современников из центральной и северной Германии.

Ноты сочинений Марко Джузеппе Перанды на сайте библиотеки IMSLP