Перанда, Марко Джузеппе
1625 - 1675
Назад
Peranda, Marco Gioseppe

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Итальянский композитор и певец. Возможно, был учеником Джакомо Кариссими в Риме, как и Кристоф Бернхард, который привёз его в Дрезден в период между 1651 и 1656 годами. Первоначально он был принят на службу как альт в капелле курфюрста Иоганна Георга II, наследника саксонского престола; в 1656 году эта капелла была объединена с придворной капеллой, где он продолжил петь. К 1661 году Перанда стал вице-капельмейстером, а в 1663 году сменил Винченцо Альбричи на посту капельмейстера. После смерти Генриха Шютца в 1672 году и до своей кончины Перанда занимал должность первого придворного капельмейстера. Несмотря на то, что саксонский двор оставался лютеранским вплоть до 1697 года, композитор сохранял католическую веру. Журналы двора свидетельствуют, что он посещал Италию в 1667 году.
Главное значение Перанды как композитора заключается в его духовных концертах. Эти произведения, наряду с другой духовной, сценической и инструментальной музыкой, а также сочинениями Альбричи, отражали репертуар дрезденского двора в период примерно с 1660 по 1680 годы гораздо точнее, чем музыка Шютца, которая после 1656 года редко звучала в придворной капелле.
Стиль Перанды относился к «новой итальянской школе» (Бонтемпи, Альбричи, Перанда), почти не связанной с «старой немецкой школой» Шютца. Основные черты его стиля заключались в свободном сочетании tutti-концертирующих и сольных ариозных эпизодов с куплетными ариями. Эти разделы композитор резко противопоставлял друг другу, меняя размеры, чередуя малое и большое количество голосов, вокальные и инструментальные эпизоды, силлабическое и протяжное письмо, аккордовые блоки и виртуозные мелодические украшения.
Произведения Перанды несут на себе отпечаток римского мотетного стиля, представленного Грациани и другими, но при этом явно ощущается и влияние немецкой духовной музыки, особенно в использовании инструментов. Вместе с Альбричи он сыграл важную роль в становлении так называемой «концертно-арийной кантаты» в Дрездене.
Характерной особенностью композитора было то, что он чаще обращался к новым латинским духовным текстам, нежели к библейским и литургическим. Только в обработке немецких текстов (Herr, wenn ich nur dich habe, Verleih uns Frieden, Страстное повествование по Марку — ранее приписывавшееся Шютцу) он приблизился к стилю Шютца (например, во втором сборнике Symphoniae sacrae и в его Passionen). В музыке Перанды часто ощущается стремление к чисто музыкальной красоте, не всегда связанной с иллюстрацией текста.
Он считается одним из тех, кто заложил основы немецкого мотетного стиля XVIII века (за исключением баховского) и оказал заметное влияние на композиторов Центральной и Северной Германии.
Оперные
Оратории
Мессы
Концерты и мотеты (частично)
Светские произведения
Ноты сочинений Марко Джузеппе Перанды на сайте библиотеки IMSLP