Перанда, Марко Джузеппе
1625 - 1675

Назад

Peranda, Marco Gioseppe

  • Дата рождения: около 1625 года
  • Место рождения: Рим или Мачерата, Италия
  • Дата смерти: 12 января 1675 года
  • Место смерти: Дрезден, Германия

Биография

Итальянский композитор и певец. Возможно, был учеником Джакомо Кариссими в Риме, как и Кристоф Бернхард, который привёз его в Дрезден в период между 1651 и 1656 годами. Первоначально он был принят на службу как альт в капелле курфюрста Иоганна Георга II, наследника саксонского престола; в 1656 году эта капелла была объединена с придворной капеллой, где он продолжил петь. К 1661 году Перанда стал вице-капельмейстером, а в 1663 году сменил Винченцо Альбричи на посту капельмейстера. После смерти Генриха Шютца в 1672 году и до своей кончины Перанда занимал должность первого придворного капельмейстера. Несмотря на то, что саксонский двор оставался лютеранским вплоть до 1697 года, композитор сохранял католическую веру. Журналы двора свидетельствуют, что он посещал Италию в 1667 году.

Творчество

Главное значение Перанды как композитора заключается в его духовных концертах. Эти произведения, наряду с другой духовной, сценической и инструментальной музыкой, а также сочинениями Альбричи, отражали репертуар дрезденского двора в период примерно с 1660 по 1680 годы гораздо точнее, чем музыка Шютца, которая после 1656 года редко звучала в придворной капелле.

Стиль Перанды относился к «новой итальянской школе» (Бонтемпи, Альбричи, Перанда), почти не связанной с «старой немецкой школой» Шютца. Основные черты его стиля заключались в свободном сочетании tutti-концертирующих и сольных ариозных эпизодов с куплетными ариями. Эти разделы композитор резко противопоставлял друг другу, меняя размеры, чередуя малое и большое количество голосов, вокальные и инструментальные эпизоды, силлабическое и протяжное письмо, аккордовые блоки и виртуозные мелодические украшения.

Произведения Перанды несут на себе отпечаток римского мотетного стиля, представленного Грациани и другими, но при этом явно ощущается и влияние немецкой духовной музыки, особенно в использовании инструментов. Вместе с Альбричи он сыграл важную роль в становлении так называемой «концертно-арийной кантаты» в Дрездене.

Характерной особенностью композитора было то, что он чаще обращался к новым латинским духовным текстам, нежели к библейским и литургическим. Только в обработке немецких текстов (Herr, wenn ich nur dich habe, Verleih uns Frieden, Страстное повествование по Марку — ранее приписывавшееся Шютцу) он приблизился к стилю Шютца (например, во втором сборнике Symphoniae sacrae и в его Passionen). В музыке Перанды часто ощущается стремление к чисто музыкальной красоте, не всегда связанной с иллюстрацией текста.

Он считается одним из тех, кто заложил основы немецкого мотетного стиля XVIII века (за исключением баховского) и оказал заметное влияние на композиторов Центральной и Северной Германии.

Произведения

Оперные

  • Dafne (в сотрудничестве с Дж. А. Бонтемпи), Дрезден, 3 сентября 1671
  • Jupiter und Io (в сотрудничестве с Бонтемпи или К. К. Дедеклиндом), Дрезден, 16 января 1673, сохранился только либретто

Оратории

  • Historia von der Geburt des Herrn Jesu Christi, Дрезден, 25 декабря 1668, утрачен
  • Historia des Leidens und Sterbens unsers Herrn Jesu Christi nach dem Evangelisten St. Marcum, Дрезден, 20 марта 1668 (раньше приписывалась Шютцу)
  • Il sacrificio di Jefte, Болонья, 1675, сохранился только текст

Мессы

  • Missa, 6 голосов, 5 инструментов и basso continuo
  • Missa 4/8 голосов, 5 инструментов и basso continuo
  • Missa B. Agnetis, 6/11 голосов, 10 инструментов и basso continuo (1671)
  • Missa, 5/10 голосов, 12 инструментов и basso continuo (1672)
  • Missa brevis, 4 голоса, 4 инструмента и basso continuo
  • Missa brevis, 6 голосов, 6 инструментов и basso continuo
  • Kyrie, 5 голосов, 7 инструментов и basso continuo

Концерты и мотеты (частично)

  • Abite dolores, 2 голоса, 2 инструмента и basso continuo
  • Accurrite gentes, 3 голоса, 3 инструмента и basso continuo
  • Cor mundum crea in me, соло, 3 инструмента и basso continuo
  • Credidi propter quod locutus sum, 3 солиста, 4 голоса, 5 инструментов и basso continuo
  • Factum est proelium, 6/11 голосов, 7 инструментов и basso continuo
  • Fasciculus myrrhae, 5/10 голосов, 10 инструментов и basso continuo
  • Herr, wenn ich nur dich habe, 3 голоса, 3 инструмента и basso continuo
  • Miserere, 6/12 голосов, 12 инструментов и basso continuo
  • O bone Jesu, соло, 2 инструмента и basso continuo
  • Verleih uns Frieden, 3 голоса, 2 инструмента и basso continuo
  • и многие другие

Светские произведения

  • Seguace d'amore, 3 голоса, 2 инструмента и basso continuo

Ноты сочинений Марко Джузеппе Перанды на сайте библиотеки IMSLP