Пепис, Сэмюэл
1633 - 1703
Назад
Pepys, Samuel

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Сэмюэл Пепис был английским морским администратором, дневниковедом (1660–1669) и джентльменом-любителем, композитором и исполнителем на виоле, теорбо, флейжолете, блокфлейте и гитаре. Он обладал хорошим слухом, умел петь с листа, брал уроки пения и практиковал трилло (вокальное украшение, которое в Англии стало доступно благодаря Introduction Джона Плейфорда, 1654). В 1662 году Пепис пытался заниматься композицией под руководством Джона Бёрченши. Он обычно привлекал друзей для исполнения или помощи в сопровождении написанных им вокальных партий (например, Beauty retire («Красота отступает») и It is decreed («Предопределено»)), поскольку нет доказательств того, что он сам умел писать в табулатуре.
В 1667–1668 годах Пепис изучал музыкальную теорию по Plaine and Easie Introduction Морли (1597), Introduction Плейфорда и другим трудам, освоил гамму и приобрел спинет. Он владел трудами Кирхера Musurgia, Мерсенна Harmonie universelle, Бёрченши Templum musicum и Декарта Compendium (в оригинале и переводе лорда Броункера, 1653). Спустя десять лет после ведения дневника он нанял домашнего музыканта Чезаре Морелли, который оформил песни и записал их с табулатурой для гитары, составив сборник любимых произведений Пеписа. До наших дней дошло лишь несколько его песен.
Дневник Пеписа предоставляет детальные сведения о домашней музыке эпохи Реставрации, уровне музыкальных навыков любителей и вкусах к декламаторской песне. Он ценил речитативы Генри Лоус, писал собственные речитативные партии к монологам Бена Джонсона и поручал Морелли оформлять как речитатив его любимый отрывок To be or not to be («Быть или не быть»), который выучил наизусть в 1664 году.
Дружба с актрисой миссис Кнепп познакомила его с Николасом Ланьером, копию Hero and Leander («Геро и Леандра», около 1628) которого Пепис мог получить зимой 1665–1666 годов; Морелли переписал ее между 1679 и 1681 годами. Пепис ценил природу речитатива, считая, что смысл текста помогает исполнителю, а слова должны быть всегда понятны. Он отмечал важность правильного произношения слов и их соответствие музыкальным нотам, следуя идеям флорентийской Камераты.
Хотя Пепис не любил многоголосные песни и предпочитал ясное понимание текста, ему нравились мелодичные итальянские песни с легким или «разбавленным» смыслом, такие как La cruda, la bella («Жестокая, прекрасная») и S’io muoio («Если я умру»).
В дневнике видно, что существовала определенная циркуляция песен и инструментальной музыки в рукописной форме, особенно среди профессиональных учителей. Основная часть песен Пеписа, скорее всего, была получена из печатных источников, и большинство упомянутых произведений можно отнести к опубликованным изданиям. Среди используемых им книг — три тома Ayres and Dialogues Генри Лоус (1653, 1655, 1658), как минимум пять публикаций Джона Плейфорда, Cantica sacra Ричарда Деринга (1662), Poems of Mr Cowley and Others Уильяма Кинга (1668) и Songs Пьетро Реджио (1680).