Пепуш, Иоганн Кристоф
1667 - 1752
Назад

Иоганн Кристоф Пепуш (Johann Christoph Pepusch) - немецкий композитор и теоретик
- Родился в 1667 году - Берлин.
- Умер 20 июля 1752 г. - Лондон.
Он был сыном протестантского священника и изучал теорию музыки у некоего Клингенберга (вероятно, не сына штеттинского органиста Фридриха Готлиба Клингенберга, как утверждал Хокинс, а, возможно, старшего родственника), а практику - у саксонского органиста Гроссе. С 14 лет он служил при прусском дворе, где оставался примерно до конца XVII века. По словам Хокинса, он решил покинуть Германию после того, как стал свидетелем казни без суда прусского офицера, обвиненного в неподчинении, “и отдаться под защиту правительства, основанного на лучших принципах”. После путешествия по Голландии, через некоторое время после сентября 1697 года он поселился в Лондоне, где и оставался до конца своей жизни; с 1707 года он жил в доме Хукера (позднее Босуэлла) Корт недалеко от Линкольнс-Инн-Филдс. Известно, что он часто посещал концерты Томаса Бриттона в Клеркенуэлле, и, вероятно, именно там он познакомился с поэтом и драматургом Джоном Хьюзом, с которым позже сотрудничал в создании ряда произведений. Его первой постоянной работой в Лондоне была работа альтиста, а затем клавесиниста в театре Друри-Лейн в 1704 году. Его единственной сценической работой этого периода была "Пастиччо Томирис, царица Скифии", но он был хорошо известен как композитор инструментальной музыки, большая часть которой издавалась как в Амстердаме, так и в Лондоне, а также как исполнитель и организатор публичных и частных концертов. В январе 1708 года он присоединился к оперной труппе Королевского театра Ванбурга в Хеймаркете. Там он служил скрипачом, клавесинистом и агентом сопрано Маргариты де л'Эпин. Немецкий путешественник Захариас Конрад фон Уффенбах описал концерт, который он посетил в июне 1710 года, на котором л'Эпин пела в сопровождении музыкантов оркестра оперного театра под управлением Пепуша, играющего на клавесине. Пепуш и л'Эпин поженились где-то между 1718 годом (традиционная дата, но сейчас установить ее невозможно) и 1723 годом; их единственный сын, который умер в июле 1739 года, проявив значительный талант и подав большие надежды, был крещен 9 января 1724 года. В июле 1713 года Пепушу вместе с Уильямом Крофтом была присуждена степень магистра искусств в Оксфорде; музыка, которую он представил по этому случаю, в том числе ода "Славься, королева островов!" "Славься, прославленная красавица", не сохранилась. В 1714 году Пепуш перешел в "Друри-Лейн" в качестве музыкального руководителя и в течение следующих двух сезонов написал четыре эссе в жанре "Английской маски": "Венера и Адонис", "Миртильо и Лаура", "Аполлон и Дафна" и "Смерть Дидоны". Они были задуманы как независимые послесловия, с полностью автономными сюжетами, без каких-либо элементов комедии и с трагической развязкой. Осенью 1716 года он перевелся в Линкольнс-Инн-Филдс, где большую часть следующих 15 лет был музыкальным руководителем, но сочинял мало что значимое для сцены. Вскоре после этого Пепуш стал работать в музыкальном сообществе Джеймса Бриджеса, графа Карнарвона, и в сезоне 1717/18 его сменил Джон Эрнест Гальярд на посту музыкального руководителя Lincoln's Inn Fields. Его пребывание в Каннонах, поместье Бриджеса близ Эджвера в Мидлсексе, может быть задокументировано еще в декабре 1717 года, а в апреле 1718 года он и Джордж Фридрих Гендель оба были там. Несмотря на то, что в сезоне 1718/1719 Пепуш снова работал в "Линкольнс Инн Филдс", в середине 1719 года он, по-видимому, был назначен музыкальным директором "Кэннонс" с окладом в 25 фунтов стерлингов в квартал, возможно, в результате реорганизации Бриджесом своего хозяйства после получения им титула первого герцога Чандоса в апреле того же года. Пепуш отвечал за музыкальное сопровождение герцогской часовни и камерного зала на регулярной основе до середины 1721 года, предположительно, деля свое время между Кэннонсом и своим лондонским домом. После этой даты герцог сократил свое музыкальное заведение в связи с финансовыми потерями, но Пепуш продолжал время от времени приглашать музыкантов из Лондона вплоть до 1725 года, когда организованная музыкальная деятельность в Кэннонсе, похоже, прекратилась. Пепуш представил две новые работы для сезона 1723-1724 годов в Линкольнс-Инн-Филдс - "Союз трех родственных искусств" и переработанную постановку "Пророчицы, или История Диоклетиана" Беттертона, и, предположительно, дирижировал оркестром на знаменитой серии пантомим 1723-1730 годов с участием владельца театра Джона Рича в роли арлекина. и музыка Гальярда. Он почти наверняка отвечал за премьеру знаменитой сатирической оперы Джона Гэя "Нищий" 29 января 1728 года, для которой он, вероятно, сочинил увертюру и, возможно, аранжировал арии (хотя напечатанные басовые партии не отражают его элегантности и технического мастерства). Продолжение, "Полли", было опубликовано в 1729 году, но цензура запретила его постановку на сцене только после смерти Пепуша. Пепуш, вероятно, ушел из театра в конце сезона 1732-1733 годов и впоследствии сосредоточился главным образом на своих антикварных увлечениях. В 1735 году, переехав на Феттер-лейн, Пепуш реорганизовал Академию старинной музыки (одним из основателей которой он был в 1726 году) в семинарию для музыкального обучения мальчиков. В декабре 1737 года он был назначен органистом Чартерхауса, а в 1745 году (за год до смерти его жены) его избрали членом Королевского общества, которому он представил доклад “О различных родах и видах музыки древних”. На протяжении всей своей карьеры он пользовался большим спросом как преподаватель, среди его учеников были Бойс, Бенджамин Кук, Дж. Роман, Джон Трэверс, Джордж Берг, Джеймс Нейрес и Эфраим Келлнер. После его смерти Трэверс и Келлнер передали Академии старинной музыки обширную и ценную библиотеку книг и нот своего учителя, среди которых была коллекция виргинской музыки, ныне известная как "Виргинская книга Фицуильяма". Во многом из-за того, как Берни оценивал Пепуша, потомки были склонны считать его академическим педантом, выступавшим против Генделя в Англии. Он, безусловно, был самым образованным знатоком музыкального антиквариата своего времени, но относиться к нему только так - значит игнорировать живую театральную музыку и элегантные английские кантаты, которые в основном тщательно составлены, но ни в коем случае не сухи. И хотя успех оперы "Нищий" усугубил трудности Генделя в продвижении итальянской оперы для Королевской академии, нет никаких свидетельств какой-либо личной или профессиональной вражды между этими двумя людьми. Даже после 1728 года Пепуш подписывался на публикации опер Генделя, а также организовывал выступления своей музыки в Академии старинной музыки. Беспрецедентная популярность оперы "Нищий", для которой Пепуш, возможно, предоставил только басы и увертюру, в которой используется одна из популярных мелодий оперы, затмила его собственную музыку. Его самые ранние из дошедших до нас произведений в основном инструментальные и включают более 100 сонат для скрипки и несколько сонат для флейты. В основном они написаны по четырехчастному плану Корелли, чьи сонаты и концерты Пепуш позже отредактировал для публикации в Лондоне. Особый интерес представляют рукописные сборники сонат, написанных для разных английских скрипачей, каждый из которых содержит по 16 произведений в таком же количестве различных тональностей, что предвосхищает (и выходит за рамки) аналогичную аранжировку двух- и трехчастных произведений Баха. (Пепуш включил си мажор в дополнение к тональностям, которые использовал Бах.) Большая часть, если не вся, церковной музыки Пепуша была написана для герцога Чандосского. Она состоит в основном из стихотворных гимнов, в которых солисты и хор чередуются, часто с довольно сложным инструментальным сопровождением. Магнификат имеет аналогичную композицию, хотя и в большем масштабе, и вполне может быть написан в честь открытия часовни в Кэннонсе в августе 1720 года. Некоторые гимны существуют в версиях для мужских голосов и континуо, что, возможно, отражает экономию, навязанную герцогу в 1720-х годах, или, возможно, выступления в Академии старинной музыки после того, как в 1731 году были закрыты Колледж Святого Павла и Королевская капелла. Некоторые из наиболее привлекательных вокальных произведений Пепуша можно найти в светских кантатах, написанных, согласно предисловию Хьюза к первому печатному сборнику, "в качестве эксперимента по созданию композиции, которая никогда не была натурализована в нашем языке". Кантаты Пепуша являются итальянскими по своей структуре, состоящей из двух арий, разделенных (и обычно предваряемых) речитативом, и по почти неизменному использованию формы да капо, но сама музыка часто тяготеет к английской мелодичности, благодаря которой его самая знаменитая кантата "Алексис" была популярна более столетия. Алексис написана только для голоса и континуо, но в большинстве других кантат используется инструмент облигато, который Пепуш искусно сочетал с голосом и басом в контрапунктах. Многие кантаты исполнялись в театре в качестве интерлюдий, но некоторые, по крайней мере, были предназначены для более интимного исполнения. Четыре из шести кантат во втором печатном томе (посвященном герцогу Чандосу) содержат партию для записи соло и, вероятно, были исполнены в Пушках. В своих "масках" Пепуш намеренно пишет в итальянском стиле, с ариями да капо, речитативами секко и типичными итальянскими инструментами с использованием струнных и деревянных духовых; хор или танцы практически не используются. Эти маскарады, в частности самый продолжительный и успешный из них - "Венера и Адонис", фактически являются оперными представлениями в миниатюре. Пепуш, по-видимому, отошел от композиторства примерно в 1729 году и посвятил себя главным образом изучению и исполнению старинной музыки. Его самая важная теоретическая работа, "Трактат о гармонии", была анонимно опубликована в 1730 году, возможно, по инициативе его ученика виконта Пейсли, и переработана в следующем году. Это последняя отчаянная попытка восстановить сольмизацию как основу для преподавания гармонической теории. Брат Пепуша Генрих Готфрид (умер в 1750 году), гобоист, нанятый курфюрстом Бранденбургским, посетил Лондон в 1704 году; его сочинения неизвестны.
Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пепуша на сайте библиотеки IMSLP