Пепуш, Иоганн Кристоф
1667 - 1752
Назад
Pepusch, Johann Christoph

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий композитор и теоретик музыки. Он был сыном протестантского пастора и изучал теорию музыки у некоего Клингенберга (вероятно, не сына органиста из Штеттина Фридриха Готлиба Клингенберга, как утверждал Хокинс, а, возможно, старшего родственника), а практику — у Гроссе, саксонского органиста. С 14 лет он был принят на службу при прусском дворе, где оставался примерно до конца XVII века. Согласно Хокинсу, он решил покинуть Германию после того, как стал свидетелем казни без суда прусского офицера, обвинённого в неподчинении, «и обратился под защиту государства, основанного на лучших принципах». После путешествия по Голландии, некоторое время после сентября 1697 года он поселился в Лондоне, где оставался до конца жизни; с 1707 года жил на Хукерс-Корт (позже Босвелл-Корт) рядом с Линкольнс-Инн-Филдс. Известно, что он посещал концерты Томаса Бриттона в Клеркенвелле, и, вероятно, там познакомился с поэтом и драматургом Джоном Хьюзом, с которым позже сотрудничал в нескольких произведениях.
Его первой постоянной работой в Лондоне была позиция альтиста, а позднее клавесиниста в театре Друри-Лейн в 1704 году. Его единственная сценическая работа того периода — пастиччо Thomyris, Queen of Scythia (Томирис, царица Скифии), но он был хорошо известен как композитор инструментальной музыки, большая часть которой публиковалась в Амстердаме и Лондоне, а также как исполнитель и организатор публичных и частных концертов.
В январе 1708 года он присоединился к оперной труппе, действовавшей в театре Куинс-Хаус в Хеймаркет. Там он работал скрипачом, клавесинистом и агентом для сопрано Маргериты де Л’Эпин. Немецкий путешественник Захария Конрад фон Уффенбах описал концерт, на котором присутствовал в июне 1710 года, где л’Эпин пела, а ансамбль оперного театра, управляемый Пепушем с клавесина, её сопровождал.
Пепуш и л’Эпин поженились между 1718 (традиционная дата, но теперь невозможна к подтверждению) и 1723 годом; их единственный сын, умерший в июле 1739 года после проявления значительных музыкальных талантов, был крещён 9 января 1724 года.
В июле 1713 года Пепуш, вместе с Уильямом Кроуфтом, получил степень доктора музыки в Оксфорде; музыка, представленная им для этого события, включая оду Hail, queen of islands! Hail, illustrious fair (Да здравствует, царица островов! Да здравствует, славная красавица), не сохранилась. В 1714 году Пепуш перешёл в театр Друри-Лейн в качестве музыкального директора и за следующие два сезона написал четыре маски в жанре английской маски: Venus and Adonis (Венера и Адонис), Myrtillo and Laura (Миртилло и Лаура), Apollo and Daphne (Аполлон и Дафна) и The Death of Dido (Смерть Дидоны). Эти произведения задумывались как самостоятельные завершающие части спектаклей, полностью завершённые, без вставок комических сцен и с трагическим развязкой.
Осенью 1716 года он перешёл в театр Линкольнс-Инн-Филдс, где оставался музыкальным директором около 15 лет, но писал мало значительных произведений для сцены.
После этого Пепуш участвовал в музыкальном учреждении Джеймса Бриджеса, графа Карнарвона. В 1717 году его сменил Джон Эрнест Галлиард в качестве музыкального директора в Линкольнс-Инн-Филдс на сезон 1717–1718. Присутствие Пепуша на имении Каннонс, резиденции Бриджеса возле Эджуэра в Миддлсексе, документально подтверждено с декабря 1717 года; он и Георг Фридерик Гендель находились там в апреле 1718 года. Хотя он снова работал в Линкольнс-Инн-Филдс в сезоне 1718–1719, Пепуш, вероятно, был назначен музыкальным директором в Каннонс в середине 1719 года с зарплатой 25 фунтов в квартал, возможно, из-за реорганизации домашнего хозяйства Бриджеса после его возведения в титул первого герцога Чандоса в апреле того же года. Пепуш отвечал за музыкальное обеспечение капеллы и камер герцога до середины 1721 года, предположительно деля время между Каннонс и своим лондонским домом. После этого герцог сократил музыкальное штатное обеспечение из-за финансовых потерь, но Пепуш продолжал предоставлять музыкантов из Лондона до 1725 года, когда организованная музыкальная деятельность на Каннонс, по-видимому, прекратилась.
Пепуш подготовил два новых произведения для сезона 1723–1724 в Линкольнс-Инн-Филдс: The Union of the Three Sister Arts (Союз трёх сестринских искусств) и переработку The Prophetess, or The History of Dioclesian (Пророчица, или История Диоклетиана), а также, вероятно, дирижировал ансамблем знаменитой серии пантомим 1723–1730 годов с участием хозяина театра Джона Рича в роли Арлекина и музыкой Галлиарда.
Он почти наверняка руководил открытием The Beggar’s Opera (Опера нищего) Джона Гэя 29 января 1728 года, возможно, сочинил увертюру и, возможно, обработал арии (хотя печатные басовые линии не отражают его изысканности и мастерства). Продолжение, Polly (Полли), было опубликовано в 1729 году, но цензура не позволила его сценическое исполнение до смерти Пепуша.
После 1732–1733 годов Пепуш, по-видимому, ушёл из театра и сосредоточился на изучении и исполнении древней музыки.
В 1735 году, переехав в Феттер-Лейн, он реорганизовал Академию древней музыки (учредителем которой был в 1726 году) в семинарию для музыкального обучения юных мальчиков. В декабре 1737 года он стал органистом в Чартерхаусе, а в 1745 году (за год до смерти жены) был избран членом Королевского общества, которому представил работу Of the Various Genera and Species of Music Among the Ancients (О различных родах и видах музыки у древних).
На протяжении всей карьеры Пепуш был востребован как учитель; среди его учеников были Бойс, Бенджамин Кук, Дж. Х. Роман, Джон Траверс, Джордж Берг, Джеймс Нэрес и Эфраим Келлнер. После смерти Пепуша Траверс и Келлнер получили от Академии древней музыки обширную библиотеку книг и музыкальных произведений своего учителя, включая коллекцию клавирной музыки, известную ныне как Fitzwilliam Virginal Book (Фицвильямский виржинал).
Благодаря оценке Бёрни потомство часто воспринимало Пепуша как академического педанта, якобы противостоявшего Генделю в Англии. Он, безусловно, был самым образованным музыкальным антикваром своего времени, но такой взгляд умаляет его театральную музыку и изысканные английские кантаты, которые были тщательно написаны, но совсем не скучны. Хотя успех The Beggar’s Opera (Опера нищего) осложнил продвижение итальянской оперы Королевской академией Генделя, нет никаких указаний на личное или профессиональное враждебное отношение между ними. Даже после 1728 года Пепуш подписывался на публикации опер Генделя и организовывал их исполнения Академией древней музыки.
Необычная популярность The Beggar’s Opera, для которой Пепуш, возможно, предоставил только басы и увертюру на основе одной из популярных мелодий оперы, затмила собственную музыку композитора. Его ранние сохранившиеся произведения — в основном инструментальные, включая более 100 скрипичных сонат и несколько сонат для блокфлейты и флейты. Они во многом следуют четырёхчастной форме Корелли, чьи сонаты и концерты Пепуш позже редактировал для публикации в Лондоне. Особенно интересны рукописные комплекты сонат, написанные для различных английских скрипачей, каждая содержащая 16 произведений в стольких же различных тональностях, что предвосхищает (и превосходит) аналогичное распределение двух- и трёхголосных инвенций Баха (Пепуш включил тональность си мажор в дополнение к тем, что использовал Бах).
Большинство, если не все, церковные произведения Пепуша написаны для герцога Чандоса. Они включают в основном стихотворные гимны, где чередуются солисты и хор, часто с достаточно сложным инструментальным сопровождением. Магнификат составлен аналогично, но в более масштабной форме, возможно, для празднования открытия капеллы в Каннонс в августе 1720 года. Некоторые гимны существуют в версиях для мужских голосов и basso continuo, что, вероятно, отражает экономию, введённую герцогом в 1720-х годах, или исполнения Академией древней музыки после отзыва мальчиков из собора Святого Павла и Королевской капеллы в 1731 году.
Наиболее привлекательные вокальные сочинения Пепуша — светские кантаты, написанные, по словам Хьюза в предисловии к первому печатному сборнику, «как эксперимент по введению композиции, никогда ранее не реализованной на нашем языке». Кантаты имеют итальянскую структуру: две арии, разделённые (и обычно предшествующие) речитативом, с почти неизменным использованием формы да капо, но музыка часто склоняется к английской мелодичности, благодаря чему его самая известная кантата Alexis оставалась популярной более века. Alexis предназначена для голоса и basso continuo, но большинство других кантат включают облигатный инструмент, который Пепуш умело сочетал с голосом и басом в полифонии. Многие кантаты исполнялись как интерлюдии в театре, но некоторые предназначались для более камерного исполнения. В четырёх из шести кантат второго печатного тома (посвящённого герцогу Чандоса) есть партия соло для блокфлейты, вероятно исполнявшейся в канон.
Стиль Пепуша в масках намеренно итальянизирован: арии да капо, сухие речитативы, типичная итальянская инструментовка со струнными и деревянными духовыми; хор или танцы практически не используются. Маски, особенно длинные и успешные, такие как *Venus and Adonis* (Венера и Адонис), по сути, являются миниатюрными оперными постановками.
Пепуш, по-видимому, прекратил сочинять после примерно 1729 года и сосредоточился главным образом на изучении и исполнении древней музыки.
Его наиболее важный теоретический труд, A Treatise on Harmony (Трактат о гармонии), был опубликован анонимно в 1730 году, возможно по инициативе его ученика, виконта Пейсли, и пересмотрен в следующем году. Этот труд представляет собой последнюю попытку восстановить сольмизацию в качестве основы для обучения гармонической теории.
Брат Пепуша, Генрих Готтфрид (ум. 1750), гобоист при службе курфюрста Бранденбурга, посещал Лондон в 1704 году; известных произведений его не сохранилось.
Театральные:
Духовная музыка:
Кантаты:
Инструментальные:
Теоретические труды:
Ноты сочинений Иоганна Кристофа Пепуша на сайте библиотеки IMSLP