Пенна, Лоренцо
1613 - 1693

Назад

Penna, Lorenzo

  • Дата рождения: 1613 год
  • Место рождения: Болонья
  • Дата смерти: 31 октября 1693 года
  • Место смерти: Болонья

Биография

Лоренцо Пенна — итальянский композитор, теоретик музыки и кармелит. Дата его рождения долгое время вызывала сомнения, но теперь подтверждается источниками.

О его жизни до вступления 18 марта 1630 года в кармелитский монастырь Сан-Мартино в Болонье сведений нет. После годичного новициата он принял обеты и до 1642 года почти полностью посвятил себя монашеской жизни, служа в том числе магистром новициата (с 1639 года). Вероятно, с 1642 по 1656 годы ему было позволено продолжать музыкальное образование.

В 1656 году Пенна получил должность maestro di cappella в церкви Сан-Иларио в Казале-Монферрато. Около 1660 года он начал богословские штудии в Феррарском университете и 23 июня 1665 года получил докторскую степень по теологии.

Примерно в 1667 году стал maestro di cappella собора Сан-Кассиано в Имоле, где сначала проходил испытательный срок, а в 1669 году покинул пост. В эти годы он состоял в болонских академиях — Accademia dei Risoluti и Accademia dei Filaschisi.

После Имолы он поселился в кармелитском монастыре в Мантуе (1670–1672), возможно, занимаясь музыкальными обязанностями, а в 1672–1673 годах служил maestro di cappella в церкви Кармине в Парме. Затем вернулся в Болонью, где в 1676 году был принят в Accademia Filarmonica. Судя по тому, что его издания начиная с 1677 года выходили в Болонье, композитор оставался там до самой смерти.

Творчество

Музыкальное наследие Пенны почти полностью состоит из духовной музыки в стиле, восходящем к Палестрине, но с переработкой последующими поколениями. Исключение составляет сборник Correnti francesi («Французские корренты», 1673), близкий по фактуре к камерным сонатам эпохи.

Как теоретик он оставил заметный след. Его трактат Li primi albori musicali («Первые музыкальные зори», 1672) был чрезвычайно распространён. Он состоит из трёх частей: основы музыкальной теории, контрапункт и игра на бассо континуо. Позднее Пенна написал Direttorio del canto fermo («Руководство по пению canto fermo», 1689) и составил сокращённое изложение контрапункта (Les éléments du contrepoint, 1690).

Произведения

  • Messe e salmi concertati, «Мессы и концертные псалмы» для 5 голосов, 2 скрипок ad libitum и basso continuo, op.1 (Милан, 1656)
  • Psalmorum totius anni modulatio, una cum missa, et falsis bordon, «Псалмы всего года вместе с мессой и falsi bordoni», для 4–5 голосов, op.3 (Милан, 1669)
  • Correnti francesi, «Французские корренты», для 2 скрипок, виолеты, виолончели и basso continuo (клавесин) (Болонья, 1673)
  • Il sacro parnaso delli salmi, «Священный Парнас псалмов», для 4 и 8 голосов, op.8 (Болонья, 1677)
  • Reggia del sacro parnaso … ordinate in messe piene e brevi, «Дворец Священного Парнаса … устроенный в полные и краткие мессы», для 4 и 8 голосов, op.9 (Болонья, 1677)
  • Galeria del sacro parnaso ornata con adornamenti di messe piene, e brevi, insts, «Галерея Священного Парнаса, украшенная полными и краткими мессами с инструментами», для 4 и 8 голосов, op.10 (Болонья, 1678)
  • Messa a capella, «Месса a cappella», для 4–5 голосов (Болонья, 1679, утрачена)

Труды

  • Li primi albori musicali per li principianti della musica figurata — «Первые музыкальные зори для начинающих в фигуральной музыке» (Болонья, 1672; 4-е изд. 1684; 5-е изд. 1696)
  • Direttorio del canto fermo — «Руководство по пению canto fermo» (Модена, 1689)
  • Les éléments du contrepoint — «Элементы контрапункта» (рукопись, 1690; Париж)

Ноты сочинений Лоренцо Пенны на сайте библиотеки IMSLP