Пеллегрини, Доменико
.... - 1682

Назад

Pellegrini, Domenico

  • Дата рождения: начало XVII века
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: после 1682 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Доменико Пеллегрини — итальянский гитарист и композитор XVII века. Он был членом Болонской академии Accademia dei Filomusi и музыкантом Concerto Palatino в Болонье. Его сочинения для гитары издавались Джакомо Монти наряду с произведениями других известных гитаристов того времени.

Главным трудом Пеллегрини стал сборник Armoniosi concerti, где представлены пьесы для гитары, объединяющие приёмы battute (ударный аккордовый стиль) и pizzicato (щипковый стиль), подобно произведениям Джованни Паоло Фоскарини, Франческо Корбетты и Джованни Баттисты Гранаты. Многие пьесы из этого сборника посвящены его коллегам по академии.

Стиль Пеллегрини был несколько консервативным по меркам середины XVII века: он почти не использовал приём campanelas (переливчатые пассажи с перекрещивающимися струнами) и редко обращался к верхним октавам басовых струн. Некоторые пьесы вовсе лишены аккордового аккомпанемента и напоминают ранние лютневые сочинения Фоскарини.

Предисловие к Armoniosi concerti имеет большое педагогическое значение: в нём подробно рассматриваются вопросы арпеджирования, динамики, легато и украшений. В трёх из пяти сохранившихся экземпляров сборника содержится гравированный фронтиспис с портретом композитора, на котором отчётливо видно, что он играл с длинными ногтями на правой руке.

Среди произведений Пеллегрини выделяются Battaglia francese («Французская битва»), созданная на основе мотивов французской лютневой табулатуры, а также цикл пассакалий per tutte le lettere, e per diversi altri tuoni cromatici («для всех букв и для различных других хроматических тональностей»), где автор проводит модуляции через все 24 мажорные и минорные тональности, возвращаясь к исходной. Это одно из самых ранних свидетельств систематического охвата всех тональностей в музыке XVII века.

Творчество

Пеллегрини писал как светскую, так и духовную вокальную и инструментальную музыку, однако наиболее известен как один из мастеров раннего репертуара для пятиструнной испанской гитары. Его сочинения объединяют традиции итальянской школы с французскими и испанскими влияниями.

Произведения

Светская вокальная музыка

  • Amor tiranno (Тиран-любовь), кантата (Болонья, 1649, сохранился только текст)
  • Vuol l’ultima risoluzione della sua donna (Желает окончательного решения своей дамы), кантата для одного голоса и basso continuo, 1662

Инструментальная музыка

  • Armoniosi concerti sopra la chitarra spagnuola (Гармоничные концерты для испанской гитары), Болонья, 1650 (переизд. 8 раз)
  • Несколько пьес в сборнике Libros de diferentes cifras de guitarra escogidas de los mejores autores (Книги различных табулатур для гитары, избранные из лучших авторов), Мадрид, 1709 (анонимная публикация)

Духовная вокальная музыка

  • Dicite mortales (Скажите, смертные), кантата для одного голоса и basso continuo