Пеллегрен, Клод Матье
1682 - 1763
Назад

Клод Матье Пеллегрен (Claude Mathieu Pellegrin) - французский композитор
- Родился 25 октября 1682 г. - Экс-ан-Прованс.
- Умер 10 октября 1763 г. - Экс-ан-Прованс.
Сын аптекаря из Экса, он поступил в соборную хоровую школу Сен-Совер 5 ноября 1696 года (в то время Кабассоль был мэтром Шапель). Он стал учеником Пуатевена, вероятно, когда тот 5 мая 1698 года снова стал мэтром Шапель. Пеллегрен был назначен органистом собора Экса, но в мае 1705 года был уволен из-за того, что писал светскую музыку. Он был восстановлен в своей должности 2 мая 1706 года и был назван “слугой капитула”. 20 июня того же года он был назначен метрдотелем часовни в Пуатевине. 3 ноября 1717 года он был рукоположен в сан священника, а 29 июня 1719 года назначен бенефициаром. 15 января 1724 года ему был предоставлен годичный отпуск: пять дней спустя он был принят в парижскую церковь Сент-Шапель в качестве ординатора капеллы. В марте 1730 года капитул Экса возбудил против него дело в Большом совете, и 4 мая 1731 года Пеллегрен возобновил свои обязанности в кафедральном соборе Экса, выполняя их до мая 1748 года. Он продолжал сочинять, добиваясь успеха даже в Лионе, и руководил ранними музыкальными исследованиями Э.Ж. Флоке и других. Светские произведения, из-за которых он потерял свой пост в 1705 году, больше не сохранились. Его сохранившиеся духовные сочинения находятся в музыкальной коллекции бывшей школы Сен-Совер, часто в нескольких версиях, демонстрирующих значительные и сложные различия, что было вполне обычным явлением в практике того времени. Сохранились некоторые марши и фанфары – вероятно, вступление к Te Deum. Указания в отдельных частях показывают, что Пеллегрен располагал большим количеством певцов и инструменталистов - от 42 музыкантов в De profundis до 50 музыкантов в Benedictus. Инструментальный колорит - отличительная черта его стиля; фагот часто заменяют серпент, в то время как флейты, гобои, трубы, а иногда даже флажолеты, флейты-дудочки, военные тамбурины и литавры (в Te Deum) усиливают цвета струнных инструментов и позволяют композитору создавать оригинальные сочетания. Он даже использовал погремушки, чтобы имитировать стрельбу из мушкета. В отличие от многих композиторов провансальской школы (например, Жана Одиффрена), Пеллегрен писал для традиционного французского хора из пяти частей и придумал несколько необычных сочетаний. В частности, он использовал высокие голоса в унисон сами по себе (в "Бенедикте", "Те Деум" и "Вените") и фигурально обыгрывал вариации голосов. Пеллегрена мало интересовали контрапунктические сложности, присущие композиторам Иль-де-Франса того же периода, но его указания свидетельствуют о его внимании к деталям в интерпретации своих произведений и получающемся в результате звучании: он указывает на нюансы в реквиеме (‘doux’, "moins doux", "форт’), в то время как такие указания, как "энергичный", "грациозный и очень веселый", "резкий", "очень твердый", указывают на темп и эффект, которых он хотел. Его произведения, широко исполнявшиеся во Франции в XVIII веке, свидетельствуют о жизнеспособности провансальской школы. Ему также принадлежит диссертация о французской и итальянской музыке (на французском языке).