Аббе Симон-Жозеф Пеллегрин — французский либреттист, поэт и драматург. Сын судьи, он поступил в монастырь сервитов, а позднее стал морским капелланом. В 1703 году прибыл в Париж, чтобы развивать литературную карьеру, начатую с публикации Cantiques spirituels (1701) и других религиозных стихов.
В 1704 году Пеллегрин привлек к себе внимание, подав два стихотворения на литературный конкурс Академии Франции, оба из которых получили награды. При поддержке мадам де Ментен он смог покинуть орден сервитов и присоединиться к клюнийскому ордену, что освободило его от монашеских обязательств, но не обеспечивало финансовую поддержку. Впоследствии он зарабатывал на жизнь написанием религиозных стихов для исполнения на популярные мелодии (всего около 500 000 строк) и многочисленными пьесами, самой известной из которых является трагедия Pélopée (прочитана в Версале в 1710 году; переработана и поставлена в 1733 году).
К 1705 году Пеллегрин переключился на оперу. Согласно Mercure de France, постановка либретто Renaud композитора К.-Г. Жерве была репетирована в том году, но не исполнена; опера Дезмаре Renaud (1722) вероятно использовала это стихотворение. Пеллегрин сотрудничал с такими композиторами, как А.-С. Дестуш, Монтклер и Рамо. Его либретто Jephté (1732), первая французская опера на библейскую тему и первое, принесшее ему широкое признание, вызвало конфликт с церковью. Ранее он пытался избежать осуждения, используя псевдонимы, что затрудняет идентификацию некоторых его произведений; в итоге ему было запрещено служить мессу.
Несмотря на критику в литературных кругах, Пеллегрин считается одним из самых талантливых либреттистов своего поколения. Он часто перерабатывал темы, уже использованные в драматических трагедиях, включая свои собственные, отдавая меньше внимания любовным интригам, типичным для трагедии в музыке. В его произведениях, таких как Pélopée, Théonoé, Hippolyte et Aricie, мотивирующую роль играют инцест или предательство невинности. Эти либретто демонстрируют мастерство драматической конструкции, психологически убедительных персонажей и красочные дивертисменты, включая удачные, хотя и неоднородные стихи. Предисловие к Hippolyte, основанному на материалах Еврипида, Сенеки и Федры Расина, показывает его стремление улучшить отдельные аспекты шедевра Расина и заботу о драматической достоверности и правильном изображении сверхъестественного.
Творчество
Пеллегрин писал либретто для трагедий в музыке, опер-балетов, комических опер и пьес с музыкой. Он также создавал религиозные тексты, ноты для песнопений и кантов духовного характера, адаптируя их к популярным мелодиям и традиционной церковной музыке.
Произведения
Театральные работы
(каждое произведение указано с композитором и годом постановки; опубликовано в Париже и исполнено в Опере, если не указано иначе)
Трагедии в музыке, каждая с прологом и 5 актами:
Renaud, ou La suite d'Armide, К.-Г. Жерве, репетиция 1705; Дезмаре, 1722
Médée et Jason [под псевдонимом La Roque], Ж.-Ф. Саломон, 1713
Télémaque et Calypso, Дестуш, 1714
Théonoé [под псевдонимом La Rocque], Саломон, 1715
Polydor [под псевдонимом La Serre; атриб. Пеллегрин], Стак, 1720
Télégone, Лакост, 1725
Orion [совместно с Ж. де Лафон], Лакост, 1728
Jephté, Монтклер, 1732
Hippolyte et Aricie [под псевдонимом Chevalier Pellegrin, брат Пеллегрина], Рамо, 1733
Antigone, Арианна, 1722, не поставлена
Loth, без даты, не поставлена
Оперы-балеты, каждая с прологом и 3 действиями:
Les fêtes de l'été [совместно с Mlle M.-A. Barbier], Монтклер, 1716
Les plaisirs de la campagne [с Barbier], Бертен де ла Дуэ, 1719
Les caractères de l'Amour (бале героик), Коллен де Бламон, 1736 (концертное исполнение, Тюильри), 1738
Дополнения к Les fêtes d'Hébé, Рамо, 1739
Другие оперы:
Le jugement de Paris [с Barbier], пастораль героик, Бертен де ла Дуэ, 1718
La princesse d'Elide, балет героик, А. де Вильнев, 1728
Alphée et Aréthuse (новый пролог к Aréthuse Кампры), Монтклер, 1752
Комические оперы с водевилями:
Arlequin à la guinguette (3), 1711, Foire St Laurent
Le pied de nez (3), 1718, Foire St Laurent
La fiancée du roi Garbe (пролог, 3), 1719, Foire St Laurent
Arlequin, rival de Bacchus (3), 1727, Comédie-Italienne
Пьесы с музыкой (Comédie-Française):
Le nouveau monde (комедия, пролог, 3), Ж.-Б.М. Кино, 1722
Le divorce de l'amour et de la raison (комедия), Кино, 1723
Le Pastor-Fido (пастораль героик), Коллен де Бламон, 1726
Дивертисменты:
Les présents des dieux (идиллия героик, 3 действия), Коллен де Бламон, Версаль, 1725
Le Parnasse (пастиш), Коллен де Бламон, Лулли, Кампра, Дестуш, Мурэ, 1729
Религиозные тексты
«Cantiques spirituels … accompagnés d'hymnes … sur des airs d'opéra, vaudevilles choisis, et sur les chants de l'église» (Духовные песнопения … с сопровождением гимнов … на оперные мелодии, избранные водевили и церковные песнопения) (1701)
«Histoire de l'Ancien et du Nouveau Testament … mis en musique sur des airs de vaudeville» (История Ветхого и Нового Завета … положенная на музыку на мелодии водевиля) (1702, 2/1713)
«Noëls nouveaux … et chansons spirituels … sur des chants anciens, 7 тт.» (Новые рождественские песни … и духовные песнопения … на старинные мелодии, 7 тт.) (1702–1728, 2/1729)
«Airs notés des cantiques … noëls nouveaux et chansons spirituelles» (Нотированные мелодии песнопений … новые рождественские и духовные песни) (1705, 2/1728)
«Les psaumes de David et les cantiques de l'Ancien et du Nouveau Testament, sur les plus beaux motifs de MM. Lambert, Lully et Campra» (Псалмы Давида и песнопения Ветхого и Нового Завета на лучшие мотивы господ Ламбер, Лулли и Кампра) (1705)
«Les proverbes et paraboles de Salomon, mis en musique sur des airs et des vaudevilles» (Пословицы и притчи Соломона, положенные на музыку на мелодии и водевили) (1725)
«Concert spirituel … sur une version du psaume ‘Dominus regnavit; exultet terra’» (Духовный концерт … на текст псалма «Господь воцарился; возрадуется земля») (1727, музыка Вильнев)
«L'Imitation de Jésus-Christ, mise en cantiques spirituels sur les plus beaux airs des meilleurs auteurs» (Подражание Иисусу Христу, положенное на духовные песнопения на лучшие мелодии лучших авторов) (1727)